Системный анализ личностного развития и особенности его диагностики

Педагогика и воспитание » Методология, теория и практика педагогического проектирования » Системный анализ личностного развития и особенности его диагностики

Страница 5

Чаще других в качестве интегрального показателя развитости личности фигурирует "обучаемость". Данный показатель подробно анализировался и изучался в работах 3.И. Калмыковой, писавшей, что " . под обучаемостью мы понимаем совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых - при наличии и относительном равенстве других необходимых условий - зависит продуктивность учебной деятельности. Такими свойствами являются:

1. Обобщенность мыслительной деятельности - ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в материале.

2. Осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон.

3. Гибкость мыслительной деятельности.

4. Устойчивость мыслительной деятельности.

5. Самостоятельность мышления, его восприимчивость к помощи".

Обобщенность характеризуется через минимальное количество фактов, которое необходимо для обобщения или - через количество возвратов к тексту - для уяснения его содержания.

Осознанность приблизительно равна рефлексии, но в странной интерпретации: если преобладает практическое нахождение решения, то осознание низко и наоборот. Другими словами, осознанность интерпретируется как видение соотношения содержания материала и знаковой формы его выражения.

Гибкость это:

способность к перестройке усвоенных действий;

оригинальность подхода к анализу действительности;

способность к самостоятельному повышению уровня обобщенности;

возможность перехода от прямых связей к обратным;

легкость приспособления к изменяющимся условиям.

Устойчивость раскрывается через возможность целесообразного по длительности удержания в уме существенных признаков ситуации + возможность схватывания большого количества признаков. Внешне напрямую связана с работоспособностью.

Самостоятельность характеризуется через меру помощи, которая необходима учащемуся для решения проблемы.

"Человек, - отмечала автор, - обладающий этими качествами, отличается высокой "экономичностью" мышления; внешне эта "экономичность" выражается в количестве конкретного материала, на основе анализа которого достигается решение проблемы, в количестве "шагов" к самостоятельному решению или "порций" помощи при невозможности самостоятельного решения задачи, наконец, во времени, затраченном на поиски новых знаний, на их "открытие" . Этот показатель тождественен по содержанию другому - "темпу продвижения", но в нем нет прямой ориентации на время . Имеется определенная связь между экономичностью мышления и легкой свертываемостью операций при формировании интеллектуальных навыков, о которых, как о компоненте математических способностей, говорит В.А. Крутецкий".

Обратим внимание на то, что в расшифровке сущности тех или иных параметров обучаемости присутствуют не только собственно интеллектуальные характеристики, на что первоначально делает заявку автор, но и более общие личностные характеристики. Подобное "отождествление" личностных характеристик в целом и характеристик собственно интеллектуальной сферы связано с тем, что в обучении интеллект остается "главным" показателем развитости, который к тому же легко фиксируем и измеряем.

Еще одной характеристикой развитости личности является мотивация учебной деятельности. Правда, если об обучаемости можно говорить в сравнительных степенях, то мотивация характеризуется определенным типом. Считается, что обучение должно формировать познавательную мотивацию, которая впоследствии становится основой самостоятельного постижения мира. Причем это не означает, что другие типы мотивации не несут в себе учебного "заряда". Однако, все они являются "второстепенными" по отношению к формированию собственно познавательного интереса.

Познавательный интерес, учебная мотивация составляют основу и комфортного учения, и его успешности, и возможности волевых усилий. Особенно отчетливо это обнаруживается в исследованиях причин неуспеваемости учащихся. В нашем исследовании "мотивационного балла" абитуриентов Тюменского государственного университета также была показана прямая зависимость между степенью выраженности у них познавательной мотивации и успешностью обучения в вузе. Изучение мотивации абитуриентов осуществлялось на основании оригинальной анкеты, с помощью которой "замерялось" пять параметров мотивации:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Игровая деятельность как форма и метод обучения младших школьников
Игровая деятельность, как форма и метод обучения младших школьников, является наиболее продуктивным направлением в учебно-воспитательном процессе в современной методике физического воспитания. Игровой метод, в какой бы форме и объеме не выражался, всегда привлекает и радует ребенка, а целесообразно ...

Принципы лечебно-педагогической работы при задержке психического развития
Задержка психического развития является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза. Среди учащихся младших классов число таких детей колеблется от 5 до 11%. Характерными признаками задержки психического развития являются: ограниченный, не соответствующий возрасту ребенка запас ...

Особенности работы классного руководителя по профориентации в сельских школах
Большое значение в работе классного руководителя сельской школы по профориентации имеет профессиональное воспитание, основная цель которого - воспитание определенных профессиональных качеств, необходимых для выбора конкретной профессии. Главным в содержании профессиональной ориентации является восп ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru