Системный анализ личностного развития и особенности его диагностики

Педагогика и воспитание » Методология, теория и практика педагогического проектирования » Системный анализ личностного развития и особенности его диагностики

Страница 1

Претендуя на разработку педагогических основ личностно-ориентированного обучения, мы не должны были бы отделять даже в целях теоретического анализа интеллектуальную сферу от собственно личностной. Изначально должна была бы быть выбрана иная методология. И если мы все-таки воспроизвели традиционный ход анализа, разделив когнитивную сферу и собственно личностную, то лишь для того, чтобы более отчетливо "на поле противника" и на хорошо знакомом ему материале показать принципиальную разницу подходов к организации обучения, выстроенных на основе ЗУНовской методологии и методологии личностно-ориентированного обучения.

Теперь необходимо вернуться к началу и определить основания целостного подхода к личности учащегося. Впрочем, по ходу работы, подчеркивая специфику проектирования личностно-ориентированного обучения, мы так или иначе вынуждены были обозначать некоторые моменты нашего подхода к личности. Это касается в первую очередь модели механизмов развития и функционирования личности.

Предложенная модель по своей "зацикленности" принципиально ориентирована на целостный подход к анализу закономерностей ее работы. Это - во-первых.

Во-вторых, мы подчеркивали, что общий рисунок поведения определяется софункционированием личностных механизмов. Отметим также, что мы различаем "нормальное" и "оптимальное" их софункционирование. В первом случае речь идет об идеальном варианте развития и функционирования личности, во втором - о реальном, "замкнутом" на все факторы и условия конкретной ситуации жизни. Существует, по-видимому, определенный диапазон отклонений от идеального варианта, за пределами которого либо патология, либо девиантное поведение. Причем, диапазон этот достаточно широк. Вот, например, какими характеристиками "награждает" Е. Фотьянова интеллектуально развитых подростков 14-16 лет: "Обнадеживающе высокий интеллект. Ум выступает не прикладной характеристикой, а перерастает в психологическую основу, обусловившую почти все привлекательное в данном человеке для окружающих . Все остальные составляющие этой личности - почти в эмбриональном состоянии . Связь с окружающими людьми осуществляется на опаздывающе-детском, безответственном уровне . Нет способности различать уголовное и моральное право . Не понимает значения слова "ответственность" . Склонен к эскапизму . Понижена способность к самооценке . Воля обычно отсутствует ." и т.д. .

Указание на оптимальное софункционирование автоматически предполагает ее учет при организации ситуаций обучения, только при этих условиях возможно максимальное Развертывание потенциала личности При "невписывании" технологии обучения в особенности работы личностных механизмов у обучающегося включаются компенсаторные

+

-

+

++ 1

+-2

-

-+ 3

4

Образец и правило механизмы. Что особенно важно, речь идет не столько о том, что неучет личностных особенностей затруднит, например, интериоризацию знания, сколько о том, что неадекватная технология не позволяет личности утвердить себя "через" и "в" деятельности и общении, поскольку "внутренние условия" не резонируют "внешним".

В-третьих, и это принципиальный момент для настоящей главы, в модели заданы параметрические характеристики, которые и следует диагностировать, чтобы судить о личностном развитии: "Я-экзистенциальное", "Я-концепция", "Я-деятель", "Я-отношение". Как операционализировать измерения этих характеристик, какова их сущность?

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru