Системный анализ личностного развития и особенности его диагностики

Педагогика и воспитание » Методология, теория и практика педагогического проектирования » Системный анализ личностного развития и особенности его диагностики

Страница 7

Основой выбора характеристик может служить предложенная нами модель механизмов развития и функционирования личности. Для "включения" их необходим толчок и поэтому первая характеристика, необходимая для оценки сдвигов личности - МОТИВАЦИЯ. Параметрически она проявляет себя в характеристиках "Я-деятеля" и "Я-экзистенциальном". Среди этих проявлений наиболее значимой характеристикой является самостоятельность. Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн витали творческую самодеятельность и самостоятельность личности ведущей детерминантой ее развития. С, Л. Рубинштейн писал: " . субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется - он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого".

В психологии и педагогике данные характеристики обычно фигурируют в виде иерархии мотивов, направленности личности, собственно самостоятельности поведения и интеллекта и т.д.

Самостоятельность как творческая самодеятельность предполагает опору на рефлексию. Данное понятие в определенной мере созначно понятиям "осознанность", "сознательность". Хотя в контексте нашей модели рефлексия связана не столько с осознанием оснований собственной деятельности, сколько с выявлением своего "Я", утверждением себя в мире.

И, наконец, важным элементом оценивания степени реализованности деятельности является эмоциональная сфера, ее, как было сказано выше, полнота и широта.

В предложенном наборе обобщенных характеристик нет особой оригинальности - все эти характеристики в том или ином сочетании, со специфическими аспектами их трактовки так или иначе фигурируют в психолого-педагогических работах. Более того, может возникнуть вопрос об их необходимости и достаточности. Ответ на этот вопрос вновь будет звучать парадоксально.

О необходимости и достаточности можно было бы говорить, если бы мы имели возможность четко их измерять. Тогда по полноте описания изменений личности мы могли бы судить об этих характеристиках. Но на сегодня наука . не располагает отработанным инструментарием измерения всех выделенных характеристик. Т.о., "практическая" верификация выделенного набора характеристик в полной мере не осуществима. Логическая верификация уведет нас в дебри терминологических споров.

Поэтому мы предлагаем воспользоваться, если можно так выразиться, косвенной "педагогической" верификацией. Речь идет о том, что обоснование необходимости и достаточности выделенных характеристик можно осуществить через содержательный анализ "наполнения" данных характеристик в различных циклах учебных предметов. Если в этом содержании будут описаны все принципиальные моменты формирования культурной, свободной и самореализующейся личности, то это и будет косвенным доказательством нашей гипотезы о необходимости и достаточности выделенных характеристик. В следующем параграфе приведена схема такого описания.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Похожие статьи:

Лингвистическое обоснование проекта
Современный период развития отечественного языковедения характеризуется разнообразием лингвистических теорий. Особенно интенсивно развивается синтаксис. В последние годы «героем» синтаксиса стал текст, но простое предложение было и остается основной единицей синтаксиса, так как именно в предложении ...

Развитие речи у детей с задержкой психического развития
Речевая деятельность детей с задержкой психического развития изучена недостаточно. В настоящее время мы располагаем данными о некоторых ее особенностях: - излишняя вербализация, использование моторных слов без понимания и смысла, - несформированность грамматического строя речи, - недостаточность сл ...

Опытно-экспериментальное изучение повышения методического мастерства учителя иностранного языка
Цель: выявить уровень методического мастерства учителей иностранного языка. В анкету вошли вопросы, касающиеся основных компонентов методического мастерства учителя иностранного языка, а именно способность анализировать, планировать и реализовывать собственную педагогическую деятельность в процессе ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru