Педагогическая деятельность в педагогической системе

Педагогика и воспитание » Понятие педагогической деятельности и ее структура » Педагогическая деятельность в педагогической системе

Страница 1

Центральным звеном всякой педагогической деятельности являются цели воспитания детской личности. Цель – это предвидение желаемого, возможного конечного результата деятельности.

Педагогическая цель отражает в себе философские, экономические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления общества о совершенном человеке и его предназначении в жизни общества.

Значит, цели работы учителя определяются обществом, т.е. учитель не свободен в выборе конечных результатов своего труда.

Но конкретные задачи, исходящие из цели, учитель должен выдвигать сам, сообразуясь с педагогическими условиями. Деятельность учителя – всегда творческая деятельность по управлению другой деятельностью – деятельностью учащихся. При этом учитель должен выстраивать логику своей деятельности с опорой на потребности и интересы воспитанника и преобразовывать их в заданные обществом цели учебно-воспитательной работы.

В качестве цели-идеала обычно выступает идея всестороннего развития всех сущностных сил человеческой личности, ее возможно полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореализация; бесконечное совершенствование человека и общества на этой основе.

Своеобразную трактовку понятия педагогической деятельности дает Л.Ф. Спирин, профессор Костромского государственного педагогического университета, разделяя взгляды на деятельность таких видных ученых, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, П.С. Граве, О.А. Конопкина, И.С. Ладенко, Г.Л. Павличкова, В.П. Симонов. Их взгляды позволяют рассматривать деятельность учителя как в аспекте методологического понимания деятельности человека вообще, так и в узкопрофессиональном ее понимании.

Обратимся еще раз к анализу понятий «человеческая деятельность» и «педагогическая деятельность».

Под «деятельностью» понимается активность индивида (субъекта), направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры.

И.П. Подласый определяет понятие деятельности как «многообразие занятий человека; все то, что он делает».

Функциональной клеточкой, единицей деятельности, психологи называют действие, т.е. какой-то отдельный акт, поступок человека.

Эти акты – действия или поступки – основаны на тех или иных побуждениях или мотивах и направлены на определенную цель. Психологами доказано, что целенаправленность деятельности обозначает ее осознанность. И поскольку в различных условиях цель может быть достигнута различными способами и средствами, действие выступает как решение задачи. Авторитетные психологи неоднократно подчеркивали, что весь ход человеческой деятельности обусловлен прежде всего объективной логикой задач, в разрешение которых включается человек, а строение деятельности – соотношением этих задач. Деятельность человека, и педагога в том числе, раскрывается как иерархия задач разной трудности. При этом образ – цель действий более высокого порядка детерминирует (причинно обусловливает) цели действий более низкого порядка. Например, цель учителя – сформировать нравственное поведение ученика. Для этого он осуществляет много различных действий, соблюдая их определенную иерархию.

Эту точку зрения на деятельность разделяют такие ученые, как А.Н. Леонтьев, В.Ф. Ломов, Н.В. Кузьмина, А.В. Петровский, М.М. Фридман, В.П. Беспалько, В.П. Симонов, Л.Ф. Спирин и др. Данная точка зрения ученых на деятельность позволяет и педагогическую деятельность рассматривать как осознание и решение профессиональных задач в педагогической системе.

Итак, мы рассмотрели педагогическую деятельность как осознание и решение профессиональных задач в педагогической системе.

Цель педагогической деятельности - явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой - потребности и стремления отдельной личности.

В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Основы взаимодействия классного руководителя с родителями
Основы взаимодействия классного руководителя с родителями сформулировал ещё В.А. Сухомлинский: "Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой", для предупреждения об опасностях, "если и дальше так будет пр ...

Все ли учащиеся поняли задание
Если школьники должны выполнить домашнее задание самостоятельно, т.е. без посторонней помощи, то необходимо, чтобы все они знали, что от них требуется и ожидается. Дома у ребят нет возможности переспросить учителя, уточнить формулировку задания. Если у ученика возникает вопрос: «Да что же нам надо ...

Соревновательно-игровой метод обучения с элементами баскетбола
Начиная с четвертого класса в нашей школе, успешно практикуется соревновательно-игровой метод с элементами баскетбола. Данный метод любим и интересен всем детям, интересен во всех аспектах, хорошо воспринимается всеми учащимися. Огромное количество технических приемов, которые необходимо разучить, ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru