Типы способностей, психические процессы, влияющие на формирование творческих способностей

Педагогика и воспитание » Формирование творческих способностей школьников в процессе обучения » Типы способностей, психические процессы, влияющие на формирование творческих способностей

Страница 1

К общим способностям относятся необходимые для всякой деятельности: наблюдательность, воображение, хорошая память и т.д. Эти качества необходимы для учебной работы и для овладения различными видами труда. В зависимости от преобладания тех или иных общих особенностей, школьников подразделяют на 3 типа:

мыслительный - хорошо развиты умственные способности;

художественный - особенно хорошо развиты художественные способности;

средний – примерно в равной степени развиты те и другие способности.

Специальными называются способности, необходимые не для всякой, а для лишь определенной деятельности: технические, математические, спортивные, музыкальные и другие. Есть ученики, у которых наблюдается быстрое развитие только одной какой-то способности, у других учеников могут одновременно развиваться различные способности. Они легко усваивают и физику и литературу, увлекаются спортом и музыкой.

Большую роль в формировании и развитии творческих способностей личности играют психофизиологические процессы (воображение, мышление, внимание и др.) Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся у человека представлений; или по-другому: воображение - мысленное воспроизведение чего-либо, кого-либо, фантазия. Воображение приходит в действие на том этапе познания, когда очень много неизвестного, оно порождено трудовой деятельностью человека и развивается на её основе.

Воображение бывает двух видов: репродуктивное (воссоздающее) и творческое. Воссоздающее воображение обеспечивает передачу информации от одного лица к другому и его можно отнести к конструктивным видам деятельности. Творческий процесс носит «расходящийся» характер. Лица творческих профессий движутся в своем поиске в разных направлениях – в соответствии со своим опытом и творческой индивидуальностью. Творческое воображение – это характер новизны создаваемого им продукта. С психологической точки зрения творческий акт – это решение остропроблемной задачи при напряжении умственных способностей. Творческая деятельность учащихся имеет иные масштабы, иной уровень, чем творческая деятельность взрослых. Все, что происходит в окружающем мире, оно происходит в пространстве, поэтому любой зрительный образ является пространственным. Пространственное воображение может возникать при восприятии наглядной информации и при восприятии словесной информации.

Человеческое сознание обладает высокой динамичностью, это проявляется в непрерывной сменяемости его содержания. За одной мыслью следует другая, один образ сменяется другим, все это иногда может происходить непроизвольно. Поэтому очень важно развивать у учащихся способности пространственного воображения в процессе обучения.

Мышление – процесс опосредованного и обобщенного познания окружающего мира. Мышление проявляется в разных качествах: предметно-действенном, наглядно-образном, абстрактном и владеет различными мыслительными операциями: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, абстрагирование.

Пространственное воображение и пространственное мышление имеют как сходство так и различие.

Сходство заключается в общности изготовляемых объектов, которые отражаются каждым из этих процессов. В обоих случаях психический процесс включает:

некоторый исходный образ,

определенные умственные действия,

получение конечного информационного продукта.

Но между пространственным воображением и мышлением существуют различия:

– конечный результат и переработка исходного образа специфичны. При мышлении, для решения задачи требуется развернутое рассуждение (сравнение, изменение, счет и т.д.)

– второе различие связано с характером, масштабом и значением функций, которые выполняют воображение и мышление. При решении технических творческих задач воображение выступает в качестве вспомогательного процесса, а мышление – в роли главного, ведущего.

Под вниманием понимается направленность психической деятельности и сосредоточенность её на объекте, имеющем для личности определенную значимость. Внимание – элемент сознания, которое характеризуется объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью и переключением.

Объем внимания – количество элементов, которые учащийся может воспринять в ограниченное время в связи с задачей. Степень сосредоточения на предмете и виде деятельности, называют концентрацией внимания. Важным показателем концентрации внимания является его устойчивость, то есть длительное сосредоточивание. Большое значение для концентрации внимания имеет интерес к выполняемой работе, волевые качества.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Сущность соревновательно-игрового метода
Под соревновательно-игровым методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, развитие двигательных способностей и навыков, морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования. Этот метод относится к группе практических занятий, а его комбинирован ...

Структура высших учебных заведений
В своей основе структура высших учебных заведений появилась более 500 лет назад. Возглавляет высшее учебное заведение ректор, его заместителями по различным направлениям работы являются проректоры, которые решают оперативные и тактические вопросы работы вуза. Стратегические вопросы развития вуза об ...

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития дошкольников
Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. Значение изобразитель ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru