Общее понятие об уроке в школе

Страница 1

В последнее время образование в Украине, которое вовлечено в современные социально-экономические преобразования, претерпевает серьёзные изменения. Они в той или иной мере коснулись большинства аспектов системы. Например, на основе ведущих положений вариативности образования организованы различные типы образовательных учреждений (гимназии, лицеи, учебно-воспитательные комплексы), появилась возможность в определённых рамках менять содержание обучения, спектр учебных пособий в каждой образовательной области позволяет выбирать их в связи с тем или иным подходом к овладению знаниями.

Вместе с тем существует один аспект в системе образования, которого современные изменения коснулись незначительно. Это ведущая организационная форма учебной деятельности – урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок – это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий". Урок не претерпел по своим структурным и организационным позициям таких кардинальных изменений, как, скажем, типы образовательных учреждений, экономическая основа организации обучения и т.д. Вернее сказать: он претерпевает изменения, но они происходят плавно, без резких движений. Это вполне закономерно. Урок – это основополагающий элемент образовательной системы. С каких бы позиций мы не рассматривали общее образование, любой его аспект так или иначе нацелен на организацию и проведение эффективного современного урока. Существует мнение, что урок изжил себя, что необходимы другие организационные формы, например, система дистанционного обучения на основе компьютерных телекоммуникаций. На мой взгляд, даже эта современная форма сегодня не в состоянии полностью заменить живое общение учащихся с учителем и друг с другом. Ведь при проведении урока ученики должны видеть глаза учителя, а учитель, в свою очередь, хочет видеть «горящие», заинтересованные глаза своих учеников. Основополагающим условием качественного современного урока является выполнение учителем основной функции – быть стимулирующим началом в развитии личности каждого ученика, дать знания, которыми бы он мог оперировать в дальнейшей жизни, способствовать формированию личности учащегося, его умственной и моральной культуры. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, – как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.

В ряде методических пособий отмечается, что:

1. Урок – это занятие, которое учитель ведёт с классом в школе. Они имеют одинаковую продолжительность, проводятся по расписанию и в сумме должны исчерпывать изучение программы.

2. Урок – часть учебного процесса, но не механически обусловленная и замкнутая, а логически и педагогически завершенная. Как элемент процесса обучения урок характеризуется всеми его чертами, одновременно являясь и основной его формой.

В школьном уроке отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную чёткость и непрерывность учебной работы. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Заслуга разработки важнейших вопросов классно-урочной системы обучения принадлежит великому чешскому учёному-педагогу Я. Коменскому, автору "Великой дидактики" и "Законов благоустроенной школы". Подвергнув критике индивидуальный порядок обучения, он разработал новую систему обучения и сформировал ряд правил, которые используются и в настоящее время: учащиеся принимаются в учебное заведение один раз в году; делятся на классы с постоянным составом; классные занятия должны проводиться ежедневно по 4-6 часов с перерывами между ними; каждый урок должен иметь свою задачу, начинаться и заканчиваться в одно и то же время; учитель должен работать со всем классом. Достоинствами классно-урочной системы как формы обучения являются чёткая упорядоченность учебного процесса, эмоциональное воздействие личности преподавателя на обучаемого, своеобразное соревнование учащихся на уроке, относительно непрерывное руководство учебной деятельностью обучаемых, сочетание изложения нового материала с самостоятельной работой обучаемых. Недостатки урока как организационной формы обучения следующие: невозможность сообщать учащимся одновременно разное содержание, то есть осуществлять рассмотрение нескольких тем, равнение на среднего ученика, затруднённость индивидуального подхода, ограниченные возможности для установки обратной связи.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Методика проведения зачетного урока
Для систематического контроля за достижением обязательных результатов обучения в ходе учебного процесса целесообразно выбрать такую форму проверки, как зачет. Зачет – это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения учащимися уровня обязательной подготовки . С помощью заче ...

Психолого-педагогическая характеристика некоторых категорий детей с ограниченными возможностями здоровья
Политкорректный термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» является довольно новым. Он возник в связи с широким обсуждением возможностей инклюзивного (включающего) образования. Инклюзивный подход предлагает «рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а ...

Состояние словообразования существительных у детей дошкольного возраста 5-6 лет с ОНР третьего уровня
Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем. В ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru