Принципы отбора и адаптации знаний о русских исследователях-путешественниках к школьному курсу географии

Педагогика и воспитание » Формирование знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии » Принципы отбора и адаптации знаний о русских исследователях-путешественниках к школьному курсу географии

Страница 9

На 1934–1935 гг. пришлась четвертая, последняя экспедиция С.В. Обручева на Северо-восток, и опять она была уникальной – на аэросанях. Вместе с добавившимися 6 сотрудниками и техниками им была изучена северная часть Чукотки – современный Чаунский район, представлявший чрезвычайный интерес в отношении полезных ископаемых.

Как-то Сергей Владимирович сказал «Страстно люблю литературу, но занимаюсь ею параллельно с геологией, в свободное время». Эти занятия вылились в такие книги, как «В неведомых горах Якутии» (1928 г.), «Колымская землица» (1933 г.), «На самолете в Восточной Арктике» (1934 г.), «От Якутска до Берингова пролива» (1940 г.), «В неизведанные края» (1954 г.), «По горам и тундрам Чукотки» (1957 г.) и другие. Так в одном человеке соединились выдающийся геолог, географ и популяризатор науки советского периода российской истории.

Использование материала в учебном процессе:

Материал о личности и маршрутах путешествий С.В. Обручева можно использовать на уроках в курсах физической географии России (8-й класс). Имя С.В. Обручева упоминается в учебниках «География. Природа России» Э.М. Раковской (тема «Из истории исследования России»). Помимо этого материал может быть использован при изучении темы Восточно-Сибирский район России, в качестве связующего звена со знаниями о В.А. Обручеве и И.Д. Черском.

Ферсман Александр Евгеньевич.

Если вы возьмете книгу Ферсмана «Занимательная минералогия», то на ее страницах прочитаете о его детстве и о том, как он пристрастился к собиранию камней. В 12 лет мальчик уже серьезно записывал наблюдения за камнями.

Любовь к камню Александр Евгеньевич пронес через всю жизнь. Для него не было камней – замарашек, в каждом камне он видел красоту, знал историю камня, относился к камням как к живым существам. Он практически знал все камни на свете, не случайно Ферсмана называли «Богом минералогии».

В нашей стране Ферсман был, наверное, везде: от Кавказа и Кольского полуострова до Дальнего Востока. Он себе даже придумал норму – в год проделывать по земле, над землей не меньше сорока тысяч километров – длину экватора. А в некоторые годы он эту свою норму значительно превышал.

Он мог собраться в любую экспедицию за 10–15 минут. У его жены Екатерины Матвеевны было несколько списков: что собрать в дорогу мужу, если ему предстоит ехать, лететь (а он сам умел водить машину, самолет) на юг, на север, в горы, в пустыню, зимой, летом…

Но самые дорогие места на карте страны для Ферсмана были: Хибины, Средняя Азия, Урал.

В 1914 г., когда началась первая мировая война, было трудно и тревожно, но ученые собирались по вечерам на балконе школы у старой станции «Миасс» и мечтали о будущем Ильмен. Ферсман мечтал увидеть на вершине Ильменской горы дворец-курорт, куда можно было бы добраться по канатной дороге, чтобы там люди могли отдыхать, любоваться сверху красотой этих мест. А под горой должен быть музей минералов, лаборатории для ученых, библиотека.

Александр Евгеньевич очень любил Ильмены, называл заповедник «Минералогическим раем», писал о нем в своих книгах.

Удивительно, как Ферсман все успевал! Ферсман организовывал государственные и международные совещания, конференции. И это при том, что он очень много времени проводил в «поле» (в экспедициях), в которых проявились все черты его характера: огромная работоспособность, уменье работать в тяжелейших условиях, человечность. В экспедициях он всегда шел впереди, что было самым трудным. Никому не давал нести свой рюкзак, а в нем не меньше 20–30 килограммов!

Ферсман ввел свои правила в экспедициях: не спать во время коротких остановок (потом невозможно человека разбудить). Пели песни, чтобы не заснуть после тяжелого перехода. Переходили с места на место в основном в дождь (во время дождя нельзя было работать с камнем). Любимое выражение Ферсмана: «По коням!», даже, если никаких коней в экспедиции не было.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Похожие статьи:

Методы и приемы преподавания, влияющие на формирование творческих способностей учащихся
Формирование творческих способностей в процессе обучения является важной задачей по привитию учащимся практических навыков, технологического мастерства. Школьникам важно научиться вносить в работу элементы фантазии, возможное разнообразие своих творческих мыслей. Для более активной мыслительной дея ...

Воспитание детей в различных по структуре семьях
Особенности воспитания единственного ребенка в семье. На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственном ...

Гуманитарно-ориентированное обучение математике по образовательной технологии “Школа 2100”
Современные подходы к организации системы школьного обра­зования, в том числе и математического образования, определяются, прежде всего, отказом от единообразной, унитарной средней школы. Направляющими векторами этого подхода являются гуманизация и гуманитаризация школьного образования. Гуманитариз ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru