Задачи и специфика уроков чтения в специальной общеобразовательной школе 7 вида

Страница 1

Главная задача уроков чтения—выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Кроме общих с массовой школой задач уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. На этих уроках осуществляется формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире. Важными задачами уроков чтения являются развитие связной речи; формирование интереса к родному языку; усвоение приемов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка).

У детей с ЗПР становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления, в частности, затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений. Работа над содержанием прочитанного в большой степени помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь детей, в той или иной степени устранить нарушения монологической речи, усовершенствовать словесную систему мышления.

Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания умственно отсталых учащихся. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку.

На уроках чтения значительно повышается и общее развитие учащихся, расширяются их представления о мире. Дети узнают много интересного о людях, их труде, о природе. Происходит знакомство с новыми словами, значения которых объясняются, закрепляются в процессе неоднократного употребления. Кроме того, расширяются и уточняются в процессе словарной работы значения уже известных школьникам слов.

Уроки чтения способствуют развитию связной устной речи детей. Навык связного изложения прочитанного текста из года в год совершенствуется: от ответов на вопросы по содержанию прочитанного до творческого пересказа, когда школьники строят рассказ не только на основе изучаемого произведения, но и с привлечением ранее увиденного или услышанного материала.

В программе по чтению для школ VII вида задачи курса «Литературное чтение» формулируются следующим образом:

формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения — сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;

формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;

развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;

преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;

развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;

привитие интереса к книге; к самостоятельному чтению, к литературному творчеству.

Таким образом, кроме общих с общеобразовательной школой задач уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков развития и познавательной деятельности.На уроках чтения совершенствуется память и внимание, развивается логическое мышление. Эти уроки имеют глубокую воспитательную направленность, активно помогают учащимся расширять круг знаний об окружающем мире. В процессе обучения чтению совершенствуется словарь учащихся, развивается связная речь. Все это способствует накоплению новых знаний и представлений об окружающем и преодолению пробелов в знаниях и специфических недостатков познавательной деятельности.

Важнейшей задачей уроков чтения в общеобразовательной школе является развитие речи учащихся. Одним из средств её развития является пересказ - свободная передача текста «своими словами» или передача слушателям повествования или описания, созданного говорящим. Выделяют несколько видов пересказов, используемых в школе: рассказывание на основе личных впечатлений, подробный пересказ, краткий пересказ, выборочный пересказ, творческий пересказ.

Формирование навыка пересказа ведется от подробного пересказа к более сложным видам - краткому, выборочному и творческому.Пересказ текста на уроках чтения зависит от ряда условий:

а) от задачи, которой подчиняется процесс чтения и подготовка пересказа;

б) от степени активности, с которой учащийся включен в процесс работы над пересказом;

в) от особенностей текста.

В особом внимании нуждается проблема развития речи учащихся с задержкой психического развития.

Детям данной группы свойственно снижение работоспособности и неустойчивость внимания, трудности в процессе восприятии, отставание в развитии мыслительной деятельности. Своеобразием отличается также мышление и речь детей с задержкой психического развития. Речь детей с задержкой психического развития имеет ряд особенностей. Её характеризует малый объем словарного запаса, излишняя вербализация, несформированность грамматического строя речи, недостаточность словообразовательных и словоизменительных процессов. При передаче текста отмечается значительное сокращение в объеме, малое количество смысловых звеньев, нарушение связей между отдельными предложениями текста. Эти особенности развития речи приводят к сложностям в выделении новой информации из текста, мешают преодолению пробелов в знаниях и специфических недостатков познавательной деятельности.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Классификация разрезов
Рис.5 . Наклонный разрез. В зависимости от числа секущих плоскостей разрезы разделяются на простые и сложные. Простым называется разрез при одной секущей плоскости (см. рис. 1, в). Сложным называется разрез при двух секущих плоскостях и более. В зависимости от положения секущей плоскости относитель ...

Определение дидактики. Задачи и основы дидактики
В современном, полном контрастов и противоречий мире про­исходят значительные изменения и преобразования, которые от­ражаются на всех сферах человеческой жизни. Цивилизация стоит перед выбором направленности своего дальнейшего пути разви­тия в условиях многочисленных катастроф и катаклизмов как при ...

Операционализация характеристик педагогических "составляющих" учебной ситуации
Проблемы диагностики качества развитости учащихся В педагогике сложилась определенная практика диагностики развитости учащихся, основанная на выделении ее параметров в двух относительно независимых сферах: когнитивной и собственно личностной, куда относятся мотивация, ценности, особенности эмоциона ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru