Принципы отбора и адаптации знаний о русских исследователях-путешественниках к школьному курсу географии

Педагогика и воспитание » Формирование знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии » Принципы отбора и адаптации знаний о русских исследователях-путешественниках к школьному курсу географии

Страница 10

Труд геологов еще со времен Петра I не случайно приравнивается к тяжкому воинскому труду. Особенно тяжелы были первые экспедиции после революции и гражданской войны. Самые трудные экспедиции у Ферсмана были в Хибины, которые тогда были совсем не изучены.

У экспедиции не было точных карт, снаряжения, одежды, обуви… Вместо радиосвязи только «Ау!». Холодно, ветер, ледяные потоки. Ноги замотаны мешками. Голодно. Тяжелый груз – образцы пород. Но самое страшное – мошкара, комары. От них не было спасенья: лица и руки опухали, кровоточили…

Сохранились фотографии Ферсмана во время экспедиций. Его можно было бы принять за бродягу, за бомжа: обросшее щетиной лицо, рваная кожаная куртка, когда-то давно подаренная отцом, рваные об камни брюки, на поясе закопченный чайник, геологический молоток, на шее бинокль, лупа; карманы полные бумаг, рюкзак набит камнями, в руках палка…

Трудно представить, что это знаменитый ученый, академик! Ферсман был удивительно неприхотлив: он мог работать в любых условиях: в палатке, в вагоне, в лодке… У него не было ни времени, ни охоты думать о житейских неудобствах. Он мог спать на земле. Подушку ему заменял кулак, книга, мешок. Много лет он не знал, что такое отпуск, выходные дни. И только в последние годы такая жизнь заставила его и лежать в больницах, и бывать в санаториях. Кроме того, у него была врожденная болезнь печени, от чего рано умерла мать. Иногда в походе он во время приступа сам не мог слезть с лошади, его снимали, укладывали, отпаивали лекарствами.

Александр Евгеньевич делился своей любовью к камням и людям не только в экспедициях Он много рассказывал взрослым и детям по радио, на лекциях, беседах. Жаль, не сохранилось магнитофонных записей его речи. Говорят, он был таким интересным рассказчиком, что на его лекциях «яблоку негде было упасть» . Он никогда не читал по бумажке. Не отказывался писать и для детей в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Юный техник».

Когда началась война, ему пришлось уехать из Москвы на Урал, в Свердловск (Екатеринбург), принять на себя руководство Уральского филиала Академии наук. Он очень много занимался сырьем для военной промышленности, писал научные работы: «Геология и война», «Минералогия Урала».

Война шла к концу, как вдруг умирает самый дорогой друг Ферсмана Владимир Иванович Вернадский. Это потрясло Александра Евгеньевича, обострились его болезни, сказались многолетние перегрузки, он слег, но и в больнице, и в санатории начал писать книгу о Вернадском, о дружбе длиною в 40 лет.

Он дождался победы. 9 мая радовался со всеми, что кончилась война, а 20 мая умер (на 62 году жизни). Похоронен Ферсман в Москве, на Новодевичьем кладбище рядом с Вернадским.

Использование материала в учебном процессе:

Материал о личности и маршрутах путешествий А.Е. Ферсмана можно использовать на уроках в курсах физической географии России (8-й класс). Имя А.Е. Ферсмана упоминается в учебниках «География России. Природа» И.И. Бариновой (тема «Природа регионов России»). Материал повышает интерес учащихся к географии, обладает определенным профориентационным потенциалом, а также прививает учащимся интерес к чтению книг.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 

Похожие статьи:

Руководство воспитательным процессом в ОУ
Ткань учебно-воспитательного процесса создана из самых разнообразных событий, многочисленных ситуаций, и от того, какова позиция и поведение в них педагога, зависит и результат воспитания. В арсенале педагогической науки существуют термины «педагогическое воздействие» и «педагогическое взаимодейств ...

Управление процессом познания обучающихся – ведущая профессиональная компетентность педагога
Системно-деятельностный подход, являясь методологической основой ФГОС, многое меняет в целях, содержании, процедуре и результатах деятельности учителей-предметников. Опыт работы с ними на курсах повышения квалификации показывает, что осознать эти перемены практикующему школьному педагогу не так про ...

Пересказ как средство развития речи на уроках чтения
Под пересказом в школьной практике понимается свободная передача текста «своими словами» или передача слушателям повествования или описания, созданного говорящим. Пересказ рассчитан на образное мышление слушателей, он стремится возбудить их воображение и чувство. Существенной особенностью рассказыв ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru