Принципы отбора и адаптации знаний о русских исследователях-путешественниках к школьному курсу географии

Педагогика и воспитание » Формирование знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии » Принципы отбора и адаптации знаний о русских исследователях-путешественниках к школьному курсу географии

Страница 10

Труд геологов еще со времен Петра I не случайно приравнивается к тяжкому воинскому труду. Особенно тяжелы были первые экспедиции после революции и гражданской войны. Самые трудные экспедиции у Ферсмана были в Хибины, которые тогда были совсем не изучены.

У экспедиции не было точных карт, снаряжения, одежды, обуви… Вместо радиосвязи только «Ау!». Холодно, ветер, ледяные потоки. Ноги замотаны мешками. Голодно. Тяжелый груз – образцы пород. Но самое страшное – мошкара, комары. От них не было спасенья: лица и руки опухали, кровоточили…

Сохранились фотографии Ферсмана во время экспедиций. Его можно было бы принять за бродягу, за бомжа: обросшее щетиной лицо, рваная кожаная куртка, когда-то давно подаренная отцом, рваные об камни брюки, на поясе закопченный чайник, геологический молоток, на шее бинокль, лупа; карманы полные бумаг, рюкзак набит камнями, в руках палка…

Трудно представить, что это знаменитый ученый, академик! Ферсман был удивительно неприхотлив: он мог работать в любых условиях: в палатке, в вагоне, в лодке… У него не было ни времени, ни охоты думать о житейских неудобствах. Он мог спать на земле. Подушку ему заменял кулак, книга, мешок. Много лет он не знал, что такое отпуск, выходные дни. И только в последние годы такая жизнь заставила его и лежать в больницах, и бывать в санаториях. Кроме того, у него была врожденная болезнь печени, от чего рано умерла мать. Иногда в походе он во время приступа сам не мог слезть с лошади, его снимали, укладывали, отпаивали лекарствами.

Александр Евгеньевич делился своей любовью к камням и людям не только в экспедициях Он много рассказывал взрослым и детям по радио, на лекциях, беседах. Жаль, не сохранилось магнитофонных записей его речи. Говорят, он был таким интересным рассказчиком, что на его лекциях «яблоку негде было упасть» . Он никогда не читал по бумажке. Не отказывался писать и для детей в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Юный техник».

Когда началась война, ему пришлось уехать из Москвы на Урал, в Свердловск (Екатеринбург), принять на себя руководство Уральского филиала Академии наук. Он очень много занимался сырьем для военной промышленности, писал научные работы: «Геология и война», «Минералогия Урала».

Война шла к концу, как вдруг умирает самый дорогой друг Ферсмана Владимир Иванович Вернадский. Это потрясло Александра Евгеньевича, обострились его болезни, сказались многолетние перегрузки, он слег, но и в больнице, и в санатории начал писать книгу о Вернадском, о дружбе длиною в 40 лет.

Он дождался победы. 9 мая радовался со всеми, что кончилась война, а 20 мая умер (на 62 году жизни). Похоронен Ферсман в Москве, на Новодевичьем кладбище рядом с Вернадским.

Использование материала в учебном процессе:

Материал о личности и маршрутах путешествий А.Е. Ферсмана можно использовать на уроках в курсах физической географии России (8-й класс). Имя А.Е. Ферсмана упоминается в учебниках «География России. Природа» И.И. Бариновой (тема «Природа регионов России»). Материал повышает интерес учащихся к географии, обладает определенным профориентационным потенциалом, а также прививает учащимся интерес к чтению книг.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 

Похожие статьи:

Условия оптимизации взаимодействия детского сада и семьи
Кроме поэтапной работы воспитателя с родителями опирающейся на определенные принципы, построение партнерских отношений детского сада с семьей также требует соблюдения следующих условий: 1. Сотрудничество с семьей требует от воспитателей обязательного выполнения на всех этапах работы правил, необход ...

Педагогическая теория 30-40 гг
Педагогические идеи В.Г. Белинского составляют органическую часть его литературного творчества. Взгляды Белинского на первоначальное семейное воспитание и обучение детей раскрыты им в статье “О детских книгах (1840) - рецензии на две сказки Гофмана и детские сказки дедушки Иринея. Стоя на позициях ...

Специфические нарушения письма – дисграфии
На основании анализа существующих исследований, посвященных данному вопросу, и собственных наблюдений мы предлагаем следующее определение дисграфии. Дисграфией следует называть стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графикам (то есть руководствуясь фонетическим принципом письма) ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru