Формирующий и контрольный этапы эксперимента

Страница 4

Рисунок 7 – Распределение характерных ошибок при выполнении методики «Графический диктант» у учащихся с ЗПР до и после формирующего эксперимента

Контрольный срез показал, что у детей значительно сократились специфические ошибки в «Графическом диктанте». Как видно из таблицы 10 и рисунка 7, выполнили методику на высоком уровне – 27 % детей (на констатирующем этапе – 0), на среднем – 53 % детей (60% было на констатирующем), а 20 % (40 % на констатирующем) на низком, что говорит о значительном сокращении специфических ошибок письма при выполнении детьми графических диктантов.

Таким образом, по результатам проведения контрольного эксперимента мы пришли к выводу, что только коррекция может способствовать сокращению количества специфических ошибок письма у младших школьников с ЗПР, но даже после коррекции еще остаются дети – ошибки которых, носят стойкий, частотный характер. Это говорит о том, что специфические ошибки письма у них одно из проявлений системного нарушения, затрагивающего кроме речевого развития, и ряд важных неречевых функций (слухомоторный, координацию) и познавательную деятельность.

Проведя констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента, мы поняли, что даже после коррекционного обучения сохраняется процент детей со стойкими, частотными специфическими ошибками, которым не достаточно обучаться по предложенной нами программе в ограниченный экспериментальный период. Им необходимо больше времени для коррекции. Поэтому с ними необходима дальнейшая работа.

Из проведенного исследования мы видим, что

Обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, что характер ошибок, допускаемых при письме учащимися с ЗПР, показывает наиболее слабо усвоенные разделы программы. К их числу относится недостаточное овладение звуковым составом слова. Процесс фонематического анализа и синтеза у детей данной категории крайне не развит, что создает большие трудности на письме. Эти процессы приходится специально формировать, выстраивая систематическую работу по обучению. Эффективная коррекция нарушения письма у детей с ЗПР требует целенаправленных, постоянных коррекционно-развивающих занятий.

Следовательно, гипотеза о том, что своеобразие развития познавательных процессов младших школьников с ЗПР обуславливает трудности в усвоении программы по родному языку и способствует проявлению специфических ошибок на письме, а своевременное выявление и учет характера специфических ошибок позволил эффективно построить коррекционную работу - подтверждена.

Итак, в данной работе исследован процесс письма у младших школьников с ЗПР. Описана структура дефекта при нарушении письма у детей с ЗПР, выявлены недостатки в развитии речевых и неречевых психических функций, которые наблюдаются у них при дисграфии. Описаны особенности письма младших школьников с ЗПР. Дан обзор основных дисграфических ошибок, с которыми сталкиваются учащиеся начальной школы с ЗПР в процессе обучения письму. Даны основные направления коррекционной работы с учащимися начальной школы. Коррекция письма должна осуществляться коллективом специалистов и носить комплексный характер.

Обучение письму – один из самых трудных для ребенка этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается и сама возможность дальнейшего обучения. И если в целом большинство детей выполняют требования, предъявляемые программой по навыкам письма, то в последние годы неуклонно растет количество младших школьников с ЗПР. Иногда у таких детей наблюдается стойкое нарушение письма (дисграфия), выявляются многочисленные, нелепые ошибки. Наблюдения показывают, что у младших школьников с ЗПР отсутствуют школьные интересы, они не включаются в работу класса, не отвечают на вопросы учителя. Если же они включаются в работу, то прекращают ее, как только возникали затруднения. Дети не усваивают программный материал, не могут сосредоточиться на задании. Обстановка класса действует на них возбуждающе, и вместе с тем они быстро утомляются. Они не могут оценить выполненную работу, не обращают внимание на исправленные в тетради ошибки. У них не вырабатывается осознанное отношение к оценке учителя. Вместе с тем дети были более усидчивы и терпеливы в том случае, когда занимались интересующим их делом (рисование, лепка, слушание сказок), проявляли живой интерес к игре.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Структура, формы и методы методической работы
Методы методической работы – это упорядоченные способы деятельности по достижению целей. Форма – это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей. По формам методическая работа делится на групповые и и ...

Методики и игры по развитию произвольного внимания учащихся начальной школы
На основе данных диагностики внимания учитель может провести групповую или индивидуальную работу с учащимися по развитию произвольного внимания. Для этого существует огромное количество методик, игр и упражнений. Некоторые из них мы рассмотрим. Методики по развитию общей внимательности, наблюдатель ...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Театр»
Программное содержание: 1. Продолжать учить выполнять роли, побуждать детей драматизировать сказку «Теремок». 2. Помочь детям выбрать тему игры, объединяя 2 сюжета, способствовать развитию сюжета игры. 3. Закреплять знания детей о профессиях, о культуре поведения. 4. Воспитывать положительное и доб ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru