Сущность понятия «методическое мастерство»

Страница 3

Каждое из пяти умений очень объемно, совокупно и требует особого рассмотрения, но об одном хочется рассказать подробнее. Имеется в виду способность индивидуализировать учебный процесс. Коммуникативность обучения требует не только дифференциации учащихся (по способностям, уровню обученности), что, как правило, и называют индивидуализацией, но и такого подхода, если учитываются:

индивидные свойства,

субъективные свойства,

личностные свойства ученика как индивидуальности. Ведущими являются здесь личностные свойства: контекст деятельности, собственный опыт, принципы, сфера интересов, эмоциональная сфера и положение личности в коллективе.

Обучение школьников умению общаться абсолютно невыполнимо без учета индивидуализации в предложенном понимании ее.

В связи с адаптационными умениями хочется высказать еще одну мысль. Все входящие в эту группу умения объединяет творческое начало. Оттого творчество как основной компонент методической культуры должно стать объектом специального целенаправленного развития.

4. Коммуникативные умения:

умение определять речевые взаимоотношения (речевую атмосферу);

умение быть коммуникабельным;

умение настроится на урок соответственно его содержанию и характеру;

умение настроить соответствующим образом учащихся;

умение выказывать все необходимое с помощью речи, мимики, пантомимы;

умение говорить эффектно и эмоционально;

Все эти умения для учителя, обучающего умению общаться, особенно важны. Для учителя иностранного языка обстановка общения чрезвычайно важна. Когда на уроке физики или химии учащийся может повествовать о законе Ома или Менделеева самостоятельно от своих взаимоотношений с учителем, то на уроке иноязычного общения мы обращаемся к нему с вопросами, которые, как правило, задают либо друзьям, либо добрым знакомым: “Когда ты сегодня встал?” или “Нравится ли тебе современная музыка?” Как ученик, (в рамках ролевого общения) он обязан давать ответ, но как личность (личностное общение) имеет право протестовать против вторжения в святая святых его личности, если, несомненно, нет соответствующих взаимоотношений с учителем или другими учениками как речевыми партнерами. И он протестует (хотя и мысленно), а речь блокируется еще на мотивационном уровне.

Будущего учителя надлежит также учить перестраиваться на урок, сохранять его рабочее состояние. Рабочее состояние учителя имеет свою психическую природу и складывается из определенных элементов: поглощенности задачей урока, прицела на сверхзадачу обучения, способность замечать всех и каждого, способности к самоконтролю, и, видимо, еще и соотнесенности с содержанием урока, настроенности на его тональность.

Способность организовать рабочее состояние не приходит само собой, этому нужно учить. В работе по развитию умения настроить соответствующим образом учащихся можно использовать опыт релаксопедии; многое можно почерпнуть из арсенала метода активизации резервных возможностей личности.

Так же необходимо сказать об умениях, взаимосвязанных с интенсивностью речи. Для учителя иностранного языка (в особой степени, чем для других) владение интонацией, регистрами своего голоса, мимикой, жестами, пантомимой имеет методическое значение: та или иная поза может легко затормозить, либо активизировать высказывание; смена тона голоса может влиять на запоминание школьниками речевых единиц и т.п. Этому необходимо учить специально.

5. Организационные умения:

умение организовать работу в парах;

умение организовать групповую работу;

умение организовать коллективное общение;

умение организовать класс, когда отвечает один ученик;

умение быстро распределять задания (с учетом обстоятельств, индивидуальных особенностей и умений учащихся);

умение организовать индивидуальную самостоятельную работу в классе;

умение организовать самостоятельную работу учащихся дома;

умение найти помощника среди учащихся;

умение требовать;

умение организовать внеклассную воспитательную работу.

К сожалению, программа по методике предоставляет мало возможностей для формирования почти всех указанных ниже умений, и особенно таких необходимых, как умение организовать разные режимы общения; умение организовать внеклассную работу по иностранному языку. Между тем вряд ли есть причина доказывать, как необходимо учителю уметь организовать и проводить все виды и формы внеклассных мероприятий в школе.

6. Познавательные умения:

умение проводить анализ деятельности коллег;

умение проводить анализ собственной деятельности;

умение составить научный доклад по вопросам обучения иностранным языкам;

умение принимать новое в методике и претворять методические рекомендации;

умение проводить научную работу, участвовать в исследованиях;

умение вести работу по самообразованию и самосовершенствованию.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Классификация произведений художественной литературы для уроков истории
Художественная литература, используемая в преподавании истории, может быть разделена на две группы: литературные памятники изучаемой эпохи и историческую беллетристику. Что мы относим к литературным памятникам? Конечно, это произведения, созданные в ту эпоху, которую мы изучаем, т.е. произведения, ...

Гигиена письма леворуких детей
Отказ от переучивания леворукого ребенка все же не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе. Скорее ставит целый ряд других, не менее важных. Это дифференцированные (с учетом особенностей леворуких) методики обучения, это комплекс гигиенических требований к ра ...

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста в контексте развития творческих способностей
Что же такое одаренность детей в младшем школьном возрасте? Как определить проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь ребенку развить их? Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усв ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru