Сущность понятия «методическое мастерство»

Страница 3

Каждое из пяти умений очень объемно, совокупно и требует особого рассмотрения, но об одном хочется рассказать подробнее. Имеется в виду способность индивидуализировать учебный процесс. Коммуникативность обучения требует не только дифференциации учащихся (по способностям, уровню обученности), что, как правило, и называют индивидуализацией, но и такого подхода, если учитываются:

индивидные свойства,

субъективные свойства,

личностные свойства ученика как индивидуальности. Ведущими являются здесь личностные свойства: контекст деятельности, собственный опыт, принципы, сфера интересов, эмоциональная сфера и положение личности в коллективе.

Обучение школьников умению общаться абсолютно невыполнимо без учета индивидуализации в предложенном понимании ее.

В связи с адаптационными умениями хочется высказать еще одну мысль. Все входящие в эту группу умения объединяет творческое начало. Оттого творчество как основной компонент методической культуры должно стать объектом специального целенаправленного развития.

4. Коммуникативные умения:

умение определять речевые взаимоотношения (речевую атмосферу);

умение быть коммуникабельным;

умение настроится на урок соответственно его содержанию и характеру;

умение настроить соответствующим образом учащихся;

умение выказывать все необходимое с помощью речи, мимики, пантомимы;

умение говорить эффектно и эмоционально;

Все эти умения для учителя, обучающего умению общаться, особенно важны. Для учителя иностранного языка обстановка общения чрезвычайно важна. Когда на уроке физики или химии учащийся может повествовать о законе Ома или Менделеева самостоятельно от своих взаимоотношений с учителем, то на уроке иноязычного общения мы обращаемся к нему с вопросами, которые, как правило, задают либо друзьям, либо добрым знакомым: “Когда ты сегодня встал?” или “Нравится ли тебе современная музыка?” Как ученик, (в рамках ролевого общения) он обязан давать ответ, но как личность (личностное общение) имеет право протестовать против вторжения в святая святых его личности, если, несомненно, нет соответствующих взаимоотношений с учителем или другими учениками как речевыми партнерами. И он протестует (хотя и мысленно), а речь блокируется еще на мотивационном уровне.

Будущего учителя надлежит также учить перестраиваться на урок, сохранять его рабочее состояние. Рабочее состояние учителя имеет свою психическую природу и складывается из определенных элементов: поглощенности задачей урока, прицела на сверхзадачу обучения, способность замечать всех и каждого, способности к самоконтролю, и, видимо, еще и соотнесенности с содержанием урока, настроенности на его тональность.

Способность организовать рабочее состояние не приходит само собой, этому нужно учить. В работе по развитию умения настроить соответствующим образом учащихся можно использовать опыт релаксопедии; многое можно почерпнуть из арсенала метода активизации резервных возможностей личности.

Так же необходимо сказать об умениях, взаимосвязанных с интенсивностью речи. Для учителя иностранного языка (в особой степени, чем для других) владение интонацией, регистрами своего голоса, мимикой, жестами, пантомимой имеет методическое значение: та или иная поза может легко затормозить, либо активизировать высказывание; смена тона голоса может влиять на запоминание школьниками речевых единиц и т.п. Этому необходимо учить специально.

5. Организационные умения:

умение организовать работу в парах;

умение организовать групповую работу;

умение организовать коллективное общение;

умение организовать класс, когда отвечает один ученик;

умение быстро распределять задания (с учетом обстоятельств, индивидуальных особенностей и умений учащихся);

умение организовать индивидуальную самостоятельную работу в классе;

умение организовать самостоятельную работу учащихся дома;

умение найти помощника среди учащихся;

умение требовать;

умение организовать внеклассную воспитательную работу.

К сожалению, программа по методике предоставляет мало возможностей для формирования почти всех указанных ниже умений, и особенно таких необходимых, как умение организовать разные режимы общения; умение организовать внеклассную работу по иностранному языку. Между тем вряд ли есть причина доказывать, как необходимо учителю уметь организовать и проводить все виды и формы внеклассных мероприятий в школе.

6. Познавательные умения:

умение проводить анализ деятельности коллег;

умение проводить анализ собственной деятельности;

умение составить научный доклад по вопросам обучения иностранным языкам;

умение принимать новое в методике и претворять методические рекомендации;

умение проводить научную работу, участвовать в исследованиях;

умение вести работу по самообразованию и самосовершенствованию.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Коррекционная работа на фонетическом уровне
Работа на фонетическом уровне включает два основных направления: Развитие звукового анализа слов (от простых форм к сложным); Развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики. Фонематические представления у детей формируются в результате наблюдений з ...

Особенности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития
Деятельность детей с задержкой психического развития характеризуется общей неорганизованностью и недостаточной целенаправленностью. Отмечается и слабость ее речевой регуляции. Это выражается в том, что дети затрудняются в адекватном словесном обозначении совершаемых действий и точном выполнении пре ...

Требования к письму
Проявление внимательного отношения к леворуким детям включает в себя и организацию учебной деятельности в классе. Леворукий ребенок должен сидеть один или со сверстником, который тоже пишет левой рукой, чтобы перед его глазами не было примера праворукости, последнее может быть причиной задержки про ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru