Понятие об изобразительных средствах речи

Страница 1

Слово получает точный смысл во фразе. В значительной части фраз слова так крепко спаяны и так взаимно определяются, что есть возможность вынуть из фразы отдельные слова без того, чтобы фраза потеряла смысл. В таком случае можно вместо вынутого слова вставить любой, и значение этого слова определится из контекста. Тот факт, что значение часто определяется контекстом, а не самим словом, доказывается наличием в разговорном языке слов без значения или вернее, - его всеобщим значением.

Слова эти употребляются, когда говорящий затрудняется в выборе слова, смысл определяется контекстом.

Без этих слов фраза разрушилась бы. Эти нейтральные слова заполняют пустое место и предают фразе законченный вид. Таким образом, можно вообще заставить всякое слово обозначать то, чего оно в своем потенциальном значении не заключает, иначе говоря – изменять основное значение слова. Приемы изучения основного значения слова именуются тропами. Когда мы имеем дело с тропом, то мы должны различать в нем прямое значение слова и переносное, определяемое общим смыслом всего данного контекста.

В тропах разрушается основное значение слова; обыкновенно за счет разрушения прямого значения в восприятие вступают его вторичные признаки. Называя глаза звездами, мы ощущаем признак блеска. Кроме того, возникает эмоциональная окраска слова. Тропы имеют свойство пробуждать эмоциональное отношение к теме.

Потебня А. А. в своей 2Исторической поэтике» цитирует L. Zima: «Троп есть выражение, перенесенное для красоты речи с его первичного естественного значения на другое, или, как чаще всего определяют грамматисты, выражение, перенесенное с места, где оно является подлинным, на место, где оно является неподлинным».

Без тропов наш язык был бы гораздо беднее, так как слово употреблялось бы только в одном главном значении, а благодаря тропам мы употребляем слова в ряде значений.

Наряду с познавательным своим значением он дает писателю еще очень существенное средство для того, чтобы, во-первых. Индивидуализировать явление, а во-вторых, дать ему определенную субъективную оценку. Следовательно, троп имеет в языке три задачи:

познавательную;

индивидуализирующую;

субъективно-оценочную .

простейшим первичным видом тропа является сравнение – сближение двух явлений с целью пояснения одного другим при помощи его вторичных признаков.

Сравнение является начальной стадией в порядке градации и разветвления, вытекают почти все основные тропы – параллелизм, метафора, гипербола и прочее.

Метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Метафоричность – образное выражение объекта в яркой языковой наглядности. По законам ассоциации перенос основывается на сходстве или контрасте, но один из сравниваемых предметов не назван и подразумевается и может быть восстановлен воображением читателя.

Для метафор характерны следующие случаи сближения прямого и переносного значения:

Предметы и явления мертвой природы называются словами, выражающие живые явления

Земля кричала при обвале… (Н. Тихонов)

Отвлеченное значение заменяется конкретным, явления порядка нравственного и психического – явлением порядка физического:

Есть человек: ему свежо

Он перестроен снизу вверх! (Н. Тихонов)

Эффект, производимый метафорой, часто обозначают словом «образность». Метафорическое слово всегда стоит в контексте, значение которого препятствует возникновению отчетливого представления в ряду первичного значения слова.

С понятием метафоры тесно связано понятие аллегория. Это уже целое произведение, построенное по принципу метафоры, например, в басне, где животные замещают человека и где условные действия и отношения соотносятся с определенными выводами («моралью) уже из области человеческих отношений. Эта иносказательность аллегории, ее условность имеют обычно определенное прикрепление, устойчивость (закрепление за определенными зверями определенных качеств: глупость и жадность – волк, хитрость – лиса…)

Олицетворение – один из видов аллегории; основной вид метафоры, когда неодушевленному предмету. Не наделенному сознанием, предписываются свойства, действия, поступки, присущие человеку, например «Одни зарницы огневые, Воспламеняясь чередой, Ведут беседу меж собой (Тютчев).

Олицетворения могут быть неразвернутыми, в рамках одного предложения «Полуденный луч задремал на полу» (Тютчев) и развернутыми, когда на основе олицетворения строится изображение целостной картины, как, например в стихотворения «Утес», «Тучки небесные» Лермонтова.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Педагогико-теоретические основы экологического образования и воспитания
В своей статье «Экология личности» Б.Т. Лихачев раскрывает содержание понятия «экология личности и культуры общества», которое может быть распространено единство соответственно развитых сознания, эмоционально-психических состояний. Ядром такого сознания особым образом ориентированная умственная ана ...

Применение методов Е.Б. Вахтангова в христианском театре
Методом настоящего христианского актерского мастерства протестантами и православными была провозглашена школа Евгения Вахтангова (1883-1922), педагога и режиссера, одного из учеников и помощников Константина Станиславского. Безусловно, в учении Вахтангова христиане находили и по-своему развивали те ...

Экскурсия как средство представлений об эстетических ценностях и идеалах
Средства и формы эстетического воспитания весьма разнообразны - начиная от предметов естественно-математического цикла в школе и заканчивая «шнурками на ботинках». Эстетически воспитывает буквально все, вся окружающая нас действительность. К важным источникам эстетического опыта детей относится и э ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru