Понятие об изобразительных средствах речи

Страница 2

Более сложным видом тропа является эпитет. Подобно грамматическому определению эпитет при существительном выражается преимущественно прилагательным (пустынные леса, прохладный мрак) при глаголе и прилагательном (горячо любить – горячая любовь). В широком смысле эпитетом является всякое слово, определяющее, поясняющее, характеризующее так или иначе какое-либо понятие.

Эпитет индивидуализирует явление, выделяет в нем те признаки, которые кажутся писателю важными и значительными на основе его представления об этом явлении. Возьмем описание Саши у Н. Некрасова («Саша»).

Реет румянец и ярче и краше…

Мило и молодо дитятко ваше,-

Бегает живо, горит как алмаз,

Черный и влажный смеющийся глаз,

Щеки румяны, и полны, и смуглы,

Брови так тонки, а плечи так круглы…

Как видим, именно эпитеты в этом отрывке являются основными средствами индивидуализации персонажа.

Эпитеты могут быть постоянными и навсегда закрепленными за некоторыми словами или именами, например «Аполлон сребролукий» и тому подобное.

В поэтическом употреблении эпитет бывает весьма часто метафорическим. Отличается от обыкновенной метафоры тем, что в нем есть элемент сопоставления.

А.Н. Веселовский называет первый род эпитета – тавтологический: солнце красное, белый свет и другие. Второй отдел по Веселовскому составляют эпитеты пояснительные: в основе какой-нибудь один признак, либо 1) считающийся существительным в предмете, либо 2) характеризующий его по отношению к практической цели и идеальному совершенству. Здесь особое внимание принадлежит эпитету-метафоре и синкретическому эпитету.

Эпитет-метафора предполагает параллелизм впечатлений, их сравнение и логический вывод уравнения. Черная тоска, например, указывает на а) противоположение тьмы и света – и веселого и грустного настроения; б) на установление между ними параллели: света и веселья и т.д.; в) на обобщение эпитета световой категории в психологическое значение: черный как признак печали.

Развитие эпитета-метафоры объясняются те случаи, когда:

а) действие совершается при известном объекте, в пределах одного представления, либо его сопровождающее, переносится на него как действие. Ему свойственное, при большем или меньшем развитии олицетворения (глухое окно, лес глухой);

б) эпитет, характеризующий предмет, прилагается к его частям (Зеленая тишина);

Л.А. Озеров пишет: «Если метафора показывает силу воображения поэта, богатство его ассоциативных рядов, то эпитет обнажает глубину его мысли». Словесно-художественный образ – незаменимое средство, с помощью которого поэт создает в нашем сознании сложнейшие переживания, мысли, идеалы. Особенности поэтического произведения можно осмыслить лишь на основе единого идейно-художественного представления о нем. Ни один троп или словесный прием не выражает в непосредственной форме содержания, не имеет самостоятельного эстетического значения. Все художественно-изобразительные средства можно оценить только в их функциональной значимости.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Условия и методические приемы развития воображения на занятиях конструированием
Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, т ...

Виды игр, используемые на занятиях, методика их проведения
Игровые упражнения уже в самом начале урока настраивают ребят на дальнейшую активную речевую деятельность. Но, чтобы этот интерес не угас, на каждом кружковом занятии я стараюсь использовать что-то новое или уже хорошо забыто старое, а также применять игры наиболее полюбившиеся детям. Существует бо ...

Сочетание современного лабораторного практикума с информационными технологиями
В настоящее время большинство студентов первого курса умеют пользоваться компьютером, работать в сети Интернет, поэтому использование компьютера при проведении практикума не затрудняет, а существенно помогает процессу обучения. Внедрение компьютера в процесс обучения должно учитывать некоторые особ ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru