Сущность понятия «методическое мастерство»

Страница 2

А.Д. Кошелев выделяет еще один уровень профессионализма — уровень искусства как высшее изъявление мастерства. Используя суждение Л.Н. Толстого об А.С. Пушкине, можно заметить, что, преподавая на уровне искусства — вероятно, преподавать так мастерски, что не заметно мастерства. Данный уровень не может быть целью обучения в педагогическом ВУЗе. Талантливые люди, преподающие на уровне искусства, появляются чрезвычайно редко, как и остальные природные таланты. Таланты можно совершенствовать, улучшать, но обучить этому нельзя.

Но в таком нерасчлененном виде методическое мастерство не может состоять целью обучения. Надо обнаружить ее компонентное строение, установить и охарактеризовать то, что входит в методическое мастерство как умение комплексное. Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, мы выделили следующие компоненты.

Выделяется семь групп умений, составляющих методическое мастерство. Их анализ заслуживает пристального внимания науки и тщательных исследований.

Перцептивные умения:

- умение постигнуть положение учащегося, проникнуть в его духовный мир;

- умение замечать всех и каждого (распределение внимания, боковое зрение);

- умение различать текущую информацию об ученике от устойчивых его характеристик;

- умение принимать ситуацию общения в контексте деятельности (замечать положение ученика в коллективе), отличать межличностные взаимоотношения в классе;

- умение рассредоточивать внимание между различными компонентами процесса обучения;

- умение отмечать и производить оценку положительное и отрицательное в деятельности (в том числе и речевой) учащихся;

- умение замечать, в какой помощи нуждается ученик в установленный отрезок времени.

Все эти умения составляют основу социальной перцепции учителя.

Значимость социальной перцепции для учителя осознавалась многими. “Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка”, писал В.А. Сухомлинский. Когда этого нет, то “наступает душевная глухота и слепота, по сути, профессиональная дисквалификация” (В.А. Иванников).

Надо сделать упор, что здесь имеется в виду не воспитательный подход работы учителя (он очевиден). Недостаток умений социальной перцепции прямо отражается на обучении. Дело в том, что одной из предпосылок успешности коммуникативного обучения является формирование речевого коллектива, что во многом зависит от стиля отношения учителя к учащимся. Этот стиль, в свою очередь, обусловлен знанием межличностных отношений, умениями социальной перцепции: чем выше эти знания и умения, тем более устойчив и положителен стиль отношения.

2. Проектировочные умения:

умение проектировать уроки разных видов;

умение предугадывать результаты планирования;

умение подбирать нужный для урока материал;

умение предугадать поступки речевого (учебного) партнера;

умение рассматривать учебную ситуацию и избрать верное решение;

умение совершать логические переходы в этапах урока, в этапах работы над темой и т.д.;

умение делить учебный материал;

умение определять необходимую дозу теории в практике обучения различным сторонам общения;

умение предусматривать и предостерегать переутомление или спад в усвоении учебного материала;

умение фантазировать в неожиданных учебных ситуациях.

В связи с этой группой умений хотелось бы сосредоточить внимание на два таких момента.

Первый — это усовершенствование чувства ритма. Оно составляет одну из граней развития учительского мастерства. Эту грань дозволено оттачивать. В умении ощущать ритм урока, обладать динамикой, как аспектом логики урока, много общего с умением режиссера устанавливать необходимую меру длины какого-либо эпизода. По этому поводу С. Эйзенштейн писал: ”Абсолютной меры длины куска не существует. Многое зависит от содержания. Нужно формировать в себе чувство ритма”.

Второй — это усовершенствование способности к импровизации, без чего не возможно методическое мастерство. В процессе реализации плана урока, как правило, возникает потребность импровизации: неожиданная соединение, ответ учащегося, поворот в ходе урока, мысль о потенциал лучшего решения учебной ситуации и т.п. Оттого способность импровизировать надлежит совершенствовать намеренно и целенаправленно.

3. Адаптационные умения:

умение отбирать приемы обучения (упражнения, задания), адекватные той или иной цели (любого уровня);

умение оперировать приемы работы, материал и т.п. целесообразно индивидуальности учащегося (приспособление к индивидуальности);

умение приспособить свою речь в зависимости от класса и уровня его подготовленности;

умение подходить к решению методических вопросов в зависимости от условий обучения (адаптация к условиям);

умение осуществлять контроль, не нарушая взаимоотношений речевого партнерства.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Наркотическая зависимость старших подростков: понятие, стадии формирования, факторы
Наркомания (от греч. narke — помрачение сознания, оцепенение и mania — страсть) — патологическое влечение к употреблению наркотических средств, вызывающих в малых дозах эйфорию, в больших — оглушение, наркотический сон. При их систематическом употреблении возникает привыкание, сопряженное с возникн ...

Развитие речи в онтогенезе
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза пара ...

Планирование занятий по рисованию в младшей группе
Подготовка к занятию начинается с составления плана. Определив тему и программный материал, воспитатель обдумывает, какими приемами и методами он сможет обеспечить наилучшее усвоение учебного материала. При планировании занятий воспитатель определяет, какая подготовительная работа должна быть прове ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru