Психофизиологические особенности леворуких детей

Педагогика и воспитание » Особенности обучения письму леворуких детей » Психофизиологические особенности леворуких детей

Страница 2

Необходимо помнить, что у любого правила есть исключения. Например, у 95% праворуких людей основные центры речи находятся в левом полушарии, а у леворуких функцию речевой регуляции правое полушарие берет на себя значительно чаще.

Разницы между уровнем интеллекта у право- и леворуких людей не обнаружено. Левшами были такие замечательные представители человеческого рода, как Микеланджело, Ч. Чаплин, В. Даль, И.П. Павлов, Пабло Пикассо, Леонардо да Винчи. Правда, существуют данные о достаточно большом проценте левшей среди умственно отсталых детей и детей с трудностями обучения чтению и письму, но в таких случаях леворукость может быть одним из результатов патологии, как и умственная отсталость и различные трудности обучения, а вовсе не причиной этих нарушений. У здорового левши могут быть блестящие способности.

Полушарное распределение определенных функциональных центров объясняет тот факт, что левши более одарены в искусстве, более музыкальны, впечатлительны. Эмоциональный мир леворукого более хрупок, нервная система более уязвима. У многих левшей обнаруживается повышенный уровень чувствительности. Им лучше даются игровые виды спорта (бокс, фехтование, теннис, футбол), поскольку правое полушарие мозга воспринимает образ, и оно же контролирует деятельность левой руки.

Известно, что созревание правого полушария осуществляется более быстрыми темпами, и в раннем онтогенезе вклад правополушарных структур в обеспечение психического функционирования превышает вклад левого.

И действительно, для детей характерна непроизвольность и небольшая осознанность поведения, их познавательная деятельность имеет симультативный, целостный и образный характер.

В.Ф. Базарный утверждает, что традиционная книжно-вербальная система обучения не использует в полной мере доминирующий у детей до 10-11 лет персептивно-образный (правополушарный) тип восприятия и мышления. Построение обучения на левополушарной сигнально-информационной основе вызывает у учащихся угасание художественно-творческих способностей, а также нервно-психические отклонения.

Насильственное переучивание левшей - грубая педагогическая ошибка, приносящая вред нормальному развитию и здоровью детей. У левшей и правшей разная организация мозга, и, переучивая ребенка, мы нарушаем особенности его функционирования, пытаемся заставить его делать то, что противоречит функциональным возможностям.

Вопрос о смене руки может стоять и положительно решаться только в том случае, если до школы ребенка переучивали, и он привык пользоваться правой рукой, но еще не научился систематически писать, или, в крайнем случае, на самом начальном этапе обучения в школе.

У леворуких детей гораздо чаще, чем к праворуких, проявляются такие трудности обучения письму, как нарушения подчерка, тремор, зеркальное письмо, неправильное начертание букв (оптические ошибки), чаще всего у них медленнее скорость и хуже связность письма (возможно, это результат отсутствия адекватной методики). Во всяком случае, лучше быть более снисходительным к качеству письма леворукого ребенка, и тем более переученного, чем требовать от него невозможного, постоянно усиливая трудности школьной адаптации.

Особое внимание следует обратить на леворуких детей, которые держат при письме ручку или карандаш над строчкой, при этом рука находится в инвертированном положении и согнута в виде крючка. По мнению некоторых ученых, такое положение ручки при письме дает информацию о том, какое полушарие контролирует речевые и языковые функции у ребенка. Считается, что инвертированное положение ручки свидетельствует о том, что речевые функции ребенка контролируются левым полушарием (так же как и у праворуких детей).

Но существует и еще одно мнение: инвертированное положение ручки является отражением. несоответствия методики возможностям ребенка, в частности, в случае требования безотрывности при письме. Такое положение ручки необходимо исправлять: оно вызывает очень сильное мышечное напряжение у праворукого ребенка, но не следует настаивать на исправлении положения ручки у леворукого.

Есть еще ряд требований, которые должны соблюдаться при работе леворукого ребенка. При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. Ориентация парт в классе, положение классной доски не позволяет посадить леворукого ребенка лицом к классу; поэтому хорошо бы посадить лезорукого ребенка у окна, слева за партой. Там лучше освещенность, кроме того, он не будет мешать соседу, работающему правой рукой.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Практика работы по формированию представлений младшего школьника об эстетических ценностях и идеалах средствами экскурсии
Эстетическая воспитанность школьника немыслима без развитого художественного вкуса, способности чувствования и оценки совершенства или несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение лю ...

Контроль и оценка скоростных способностей у младших школьников
Л.П. Матвеев утверждает, что несмотря на то, что понятие «контроль» представляется вполне ясным (проверка, обследование, наблюдение, оценка и т.п.) в конкретном истолковании, в частности при характеристике контроля в процессе физического воспитания, это понятие трактуется далеко не однозначно. Долг ...

Классификация разрезов
Рис.5 . Наклонный разрез. В зависимости от числа секущих плоскостей разрезы разделяются на простые и сложные. Простым называется разрез при одной секущей плоскости (см. рис. 1, в). Сложным называется разрез при двух секущих плоскостях и более. В зависимости от положения секущей плоскости относитель ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru