Психофизиологические особенности леворуких детей

Педагогика и воспитание » Особенности обучения письму леворуких детей » Психофизиологические особенности леворуких детей

Страница 1

По мнению исследователя О.А. Никифоровой, пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос о том, что является причиной леворукости, но очевидны следующие позиции:

· леворукость - не патология, а один из возможных вариантов нормы;

· леворукий ребенок очень раним, и требует бережного, внимательного и доброго отношения;

· у леворукого ребенка есть особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Способы восприятия и переработки получаемой в процессе обучения информации, особенности мышления, памяти, речи, эмоций школьников зависят от того, какое из полушарий головного мозга приобретает у них ведущее значение.

Оба полушария работают в тесном взаимодействии, дополняя друг друга; вместе с тем каждое полушарие несколько угнетает деятельность другого, что четко прослеживается в усилении функций каждого полушария в «однополушарном» состоянии человека.

Интегративная деятельность присуща обоим полушариям, но в каждом их них они характеризуются специфической последовательностью анализа и синтеза. Каждая функция может регулироваться обоими полушариями, но при этом одно из полушарий чаще является доминирующим.

Вековая история изучения функциональной межполушарной асимметрии мозга позволяет сделать определенные заключения по различиям в функциях полушарий и экстраполировать их вероятное проявление у «правшей» и «левшей». Действиями каждой руки «командует», главным образом, контрлатеральное (противоположное) полушарие: у правшей - левое, а у левшей, наоборот, правое. Около 90% людей имеет ведущую правую руку и лишь примерно 10% - левую или одинаково хорошо владеют и правой и левой рукой (таких людей называют амбидекстрами, или обоерукими).

Леворукость, являясь генетически детерминированной, чаще встречается у лиц мужского пола.

Типичный левша - худощав, подтянут, стремителен.

Знание специфических функций полушарий мозга позволит педагогам выработать адекватную тактику обучения леворуких детей и помочь им успешно адаптироваться к учебным нагрузкам.

Левое полушарие, являющееся доминантным у «правшей», участвует в основном в аналитических процессах; это полушарие - база для логического мышления. Преимущественно оно обеспечивает речевую деятельность - ее понимание и построение, работу со словесными символами. Правое полушарие обеспечивает конкретно-образное мышление и имеет дело с невербальным материалом, отвечая за определенные навыки в обшении с пространственными сигналами, за структурно-пространственные преобразования, способность к зрительному и тактильному распознаванию предметов. Поступающая к нему информация обрабатывается одновременно и целостным способом.

Человек с превалированием левополушарных функций тяготеет к теоретизации наблюдаемых явлений, имеет большой словарный запас и активно им пользуется, ему присуща двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события.

«Правополушарный» человек, напротив, тяготеет к конкретным видам деятельности, он медлителен и неразговорчив, наделен способностью к созерцательности и воспоминаниям.

Правое полушарие лучше, чем левое, справляется с различением ориентации линий, кривизны, многоугольников неправильных очертаний, пространственного расположения зрительных каналов. Левое полушарие превосходит правое, когда задача состоит в выявлении немногих четких деталей, а правое доминирует при интеграции элементов в сложные конфигурации. У левого полушария больше возможностей во временной и слуховой областях, а у правого - в пространственной и зрительной.

Правое полушарие более тесно, чем левое, связано с вегетативными и телесными реакциями, с негативными эмоциями. Хотя большинство исследователей склонны объяснять эмоциональную асимметрию полушарий головного мозга как вторичную эмоциональную специализацию.

Левое полушарие

Правое полушарие

Центры чтения, письма, счета

Центр образных жестов, иероглифов

Центр математических способностей

Восприятие геометрических образов

Положительные эмоции (видение мира веселым, легким)

Отрицательные эмоции (видение мира мрачным)

Оценка временных отношений

Оценка пространственных отношений

Установление сходства

Установление различий

Восприятие детальное, последовательное

Восприятие целостное, одновременное

Мышление логическое, абстрактное

Мышление невербальное, образное

Произвольные двигательные функции

Непроизвольные двигательные функции

Запоминание имен, слов, символов

Запоминание конкретных событий, узнавание лица людей

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Индивидуализация и дифференциация образования
Проблема, индивидуализации и дифференциации образования, заключается в обозначении главного условия, при наличии которого возникает и может проявиться интерес студента к учебе, а следовательно, и эффективность учебного процесса. Выражаясь конкретнее, речь идет о формировании интереса студента к уче ...

Проект музыкального уголка
Образные музыкальные «поющие» или танцующие игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.); Игрушки – инструменты с фиксированным звуком – органчики, шарманки; Игрушки – инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан; Музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творч ...

Закономерности гуманизации образования
Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований можно сформулировать закономерности гуманизации образования. 1. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействия растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психологические яв ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru