Философский смысл экологизации естествознания

Страница 4

Представление о междисциплинарных объектах выражает синтетическую тенденцию в естествознании. Но синтетической тенденции в естествознании, равно как и экологизации, противостоит социально-организационное разделение науки на отдельные дисциплины и предметы.

Экологизация естествознания выражается в использовании учеными схем внутреннего наблюдения: отличии живого и неживого, естественного – искусственного. Например, описывая естественную жизнь биоценоза, мы вынуждены признать, что у него есть еще и особое измерение, что он искусственный. И это последнее нам должно давать дополнительную информацию, но извлекаемую на первом шаге анализа. У исследователя при этом не остается никакой уверенности в том, что он сможет найти условия, в которых естественно-искусственные объекты развертывались бы только как нечто естественное или же, напротив, как только нечто искусственное. Ученые научились «рассекать» природный материал и создавать в точках рассечения универсального поведения которых создавались языки, разрабатывались средства и методы, конструировались понятия и онтологические «картинки». Другими словами, создавалось все то, что принято называть научным знанием. Но развитие научных дисциплин, протекающее под контролем идеала научного знания и жестко управляемое его методологическими установками, привело к тому, что они, по замечанию В.И. Вернадского, «разорвали веками установившуюся связь между человеком и вселенной».

Иными словами, естествознание выработало аппарат анализа природы, как некой замкнутой и автономной по отношению к человеку системы обратимых связей. Это допущение было обусловлено самим понятием натурального объекта и познающего его субъекта.

При описании естественно-искусственных процессов нужно в конце концов отказаться и от абстракции натурального объекта, и от абстракции сознания, навязываемой нам условиями построения предметно-разделенного знания. Применение аппарата анализа современной науки к естественно-искусственным объектам оборачивается тем, что вместо целостного и конечного описания мы получаем бесконечное множество дисциплинарных описаний, ничем не связанных между собой. Все попытки найти и предъявить один механизм функционирования естественно-искусственных процессов показали, что он просто не существует, распадаясь на множество «логик», натуральных объектов дисциплинарного знания.

Имея в виду этот факт, обратим внимание на следующее.Результаты анализа экологической реальности, обуславливаемой взаимодействием естественных и искусственных процессов, укладываются не в теорию естественного объекта», а в проект искусственной среды. Экологи заняты поисками координации между естественным и искусственным. Если теория обращена к человеку как к субъекту познания, то проект обращен к человеку как к субъекту своего существования, если для этого создана определенная среда. Проективный синтез представлении о природе и человеке в процессе создания такой среды образует новую точку отсчета в развитии естествознания. В.И. Вернадский писал: «Мы находимся у предела нового великого синтеза представлений о природе, последствия которого нам сейчас даже трудно учесть при всех условиях нашего проникновения в будущее».

Природа, рассматриваемая в качестве объекта, - наполняет такой мир «в котором все происходящее может быть предсказано, если заданное состояние системы масс в некоторый момент», т.е. мир без индивидуализации, без инноваций, с обратимыми связями и полной детерминацией. Но обратимые связи, равнозначность причины и действия возможны в мире, если он остается чуждым человеку. Экологизация естествознания вскрывает ограниченность применимости понятий, «ибо в рамках этого процесса природа понимается так, чтобы «не было абсурдным утверждение, что она произвела нас». Вот это обстоятельство и позволяет сделать вывод о том, что естествознание описывает природу в модусе ее ускользающего «что», т.е. индивидуальности.

Описывая мир как объект, мы исключаем возможность безобъектных состояний мира, т.е.его состоянии на уровне доопределения, а не на уровне его воспроизводства. Но уже сам факт такого описания предполагает некоторую расчлененность существования, с одной стороны, на «здесь и сейчас», а с другой – на «там и всегда». Если мы существуем «здесь» как субъект, то существующее «там» воспринимается как объект. И из этого явленного «здесь» мы смотрим в неявленное «туда». Но расчлененность существования на «здесь» и «там» не имеет физического смысла. Напротив, это феноменальное различение служит условием объектного описания природы, которое субстанциональную связность природы замещает субъект – объектным дуализмом. Человек не рождается субъектом. Но объектный способ мышления порождает кажимость того, что человек – это субъект, а все остальное – объект. Но если учесть, что истинным существованием обладает субъект, то тогда на долю объекта приходится существование без истины. Экологизация естествознания открывает мир, в котором человек не субъект, а природа индивидна и потому она восстанавливает «порванные» человеком связи.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Этапы становления воспитательной системы школы
Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы. Первый этап развития воспитательной системы - этап становления. Одной из основных целей воспитательной системы на первом этапе является создание воспитательного коллектива школы. Предпосылками для объединения детей и взрослых в ...

Содержание сенсорного воспитания
Рассмотрим типы обучающих заданий на примере изучения цвета. Содержание обучения Средства обучения Материал Деятельность детей Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета. Эталоны шести цветов спектра Листы бумаги шести цветов с белым квадратом посереди ...

Особые случаи разрезов
При построении разрезов некоторых предметов следует соблюдать особые правила, которые приведены ниже. 1. Если секущая плоскость направлена вдоль оси или длинной стороны тонкой стенки типа ребра жесткости, то стенку оставляют незаштрихованной и отделяют от остальной части детали сплошной основной ли ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru