Рефлексивность и самопознание в структуре личности

Страница 1

Необходимым условием успешного личностного развития является положительное отношение к изучению собственного «Я», выявление своих возможностей и их дальнейшая реализация; обращение в случае неудач, к личностным причинам и мобилизация неиспользованных ранее возможностей или переделка уже сложившихся особенностей и привычек.

Традиционно в психологии и педагогике самопознание трактуется как познание (процесс отражения человеком действительности), направленное на самого познающего субъекта.

Самопознание как процесс проявляется в непрерывном его движении от одного знания о себе к другому знанию, его уточнению, углублению, расширению.

Самопознание как деятельность начинается с осознания потребности в самопознании, определения и формулировки цели самопознания, овладения методикой самопознания, осознания своих негативных и позитивных качеств, постановки цели самовоспитания по коррекции негативных качеств и развитию позитивных, завершается самореализацией и анализом изменений в своей личности.

В работах М. В. Матюхиной, Г. И. Ковалевой, А. Г. Спиркина и др. выделены мотивационная, рефлексивная, перспективная, ценностная, деятельностная, волевая составляющие самопознания. Анализируя различные подходы к структуре самопознания как сложному личностному образованию выделяется мотивационно-ценностный, содержательно-процессуальный и эмоционально-волевой компоненты.

Одной из важных характеристик самопознания, от которой во многом зависит регулятивная функция самосознания, является рефлексивность (reflexio – обращение назад). Рефлексия как самоконтроль действий обеспечивает саморегуляцию деятельности и поведения. Рефлексивность при самооценке делает ее более обоснованной и приближает к адекватной, и в процессе активно действующих механизмов личностной рефлексии складываются когнитивно оформленные знания о себе.

Рефлексивность проявляется в способности анализировать свои действия и поступки, критически осознавать свои особенности, видеть свои возможности в саморегуляции своей деятельности и поведения.

Рефлексивный анализ включает выяснение сущности и причин явлений и процессов, приведших к тому или иному результату, обращение к оценке собственного способа действия. Рефлексивность обеспечивает такие важнейшие процессы самопознания, выделяемые И. И. Чесноковой, как самовосприятие, самонаблюдение, самоанализ и самоосмысливание. Степень рефлексивности определяет и степень объективности знаний о себе, так как именно неоднозначность и некатегоричность суждений о себе позволяют вести внутренний диалог, «обсуждение с самим собой своей личности, ее ценностей».

Важнейшим смыслом рефлексивности самопознания является способность человека к критическому осмыслению своих особенностей и возможностей. Наличие в «образе Я» отрицательных характеристик, подкрепленное результатами объективного самонаблюдения, порождает адекватную самооценку и побуждает к целенаправленной саморегуляции поведения.

Рефлексивность, прежде всего, нужна в тех случаях, когда требуется решать какие-либо жизненные задачи, принимать решения в самых различных ситуациях. Рефлексивность самопознания – способность видеть себя во множестве социальных позиций и ролей.

Раскрытие сущности рефлексивности самопознания детерминирует описание функций, которые в свою очередь определяют регулятивы процесса обучения, ориентированного на становление обозначенного качества субъекта.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Особенности творческой изобразительной деятельности дошкольников
Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Любая трудовая деятельность человека всегда связана с осознанием ее целей, представлением конечного результат ...

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста в контексте развития творческих способностей
Что же такое одаренность детей в младшем школьном возрасте? Как определить проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь ребенку развить их? Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усв ...

Ранняя диагностика отклонений в развитии
Диагностика отклонений в развитии основывается на знании общих и специфических закономерностей психического развития нормально развивающегося ребенка и детей с различными отклонениями в развитии. Диагностика носит комплексный характер, то есть при ее проведении учитываются данные клинической медици ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru