Бинарные уроки в преподавании биологии

Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени. Интеграция, комплексный подход необходим для решения экологических, экономических и социальных проблем общества. В наше время взаимосвязь природы и человека особенно актуальна. При анализе происходящего пересекаются предметные области географии, физики, химии, математики, биологии, истории, экологии, литературы. Обращение к знаниям в этих областях помогает раскрыть не только вопросы отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь между учебными предметами.

В новых программах по биологии и другим предметам введены специальные разделы о межпредметных связях. Этим положено начало системе использования межпредметных связей в образовательной и воспитательной работе.

Но каковы бы ни были программные требования и методические указания, они будут осуществляться на деле лишь при том условии, если учитель будет достаточно осведомлён о сущности межпредметных связей, убеждён в их необходимости и будет обладать практическими умениями осуществлять их в работе. На мой взгляд, проведение бинарных уроков необходимо. Возникает вопрос: почему они необходимы в современной школе?

Межпредметные связи иногда рассматривают лишь с точки зрения рационализации процесса обучения, экономии сил и времени учащихся, более прочного усвоения школьниками знаний по изучаемым предметам. Между тем основная задача установления межпредметных связей заключается в том, чтобы качественно поднять уровень знаний, умений и развития учащихся путём более глубокого проникновения в объективно существующие закономерные связи в явлениях природы и общества. Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современной культуре. Это, прежде всего, тенденция интеграции научных знаний в теоретических исследованиях и практической деятельности.

"Интеграция" в переводе с латинского языка означает "объединение в целое каких-либо частей". Интегрированный урок – это тоже объединение знаний из области различных предметов по определённой теме.

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки. Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока. Урок по теме ведут два педагога- предметника. Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать обучающимся возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение. Интересной стороной урока является выступление учащихся с сообщениями по новой теме, которые они готовят самостоятельно. Использование данного приёма прививает детям умение выступать перед классом, грамотно излагать материал, формирует умения выделять существенные признаки и свойства и доносить их до слушателей. Для успешного проведения бинарных уроков необходимо создавать атмосферу заинтересованности и творчества. На таком уроке получается необычная ситуация: два учителя одновременно – соединение индивидуальностей при нестандартном подходе. Такой подход заинтересовывает учащихся, развивает их творческий потенциал, расширяет и укрепляет знания, полученные на отдельных уроках.

Но подготовка к такому занятию – это очень сложная работа, она предъявляет особые требования к преподавателю:

1. Преподаватель должен в полной мере, в полном объёме владеть содержанием своего предмета, чтобы тщательно и целенаправленно отобрать то, что необходимо по этой теме урока.

2. Хорошо знать материал учебного предмета, с которым предстоит бинарность.

3. Самим преподавателям нужно создать для себя единую картину мира, единое пространство, т.е. быть профессионалами в полном смысле слова.

4. Очень важным моментом является психология учителей, которые готовят, а затем проводят бинарный урок. Это взаимопонимание друг друга с полуслова, с помощью мимики, жестов. Если этого нет, бинарный урок просто не получится.

Таким образом, можно предположить, что не каждый преподаватель решится на проведение такого занятия. Передо мной стояла трудная задача, так как на момент разработки и проведения бинарных уроков мой педагогический стаж составлял всего 2 месяца. Мною была изучена дидактическая, методическая литература и, конечно, была оказана методическая помощь более опытных коллег.

Похожие статьи:

Методика развития скоростных способностей у младших школьников
П.Н. Казаков отмечает, что задачи физической подготовки состоят прежде всего в формировании двигательной функции у младших школьников, основными компонентами которой являются сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость, а также умение управлять своими движениями во времени, пространстве и по ...

Возрастные особенности младшего школьника
Учащиеся начальных классов, то есть дети младшего школьного возраста, очень сильно отличаются друг от друга по успехам в учении - сосредоточенные и отвлекающиеся, быстросхватывающие и тугодумы. Они собрались из самых разных семей - более развитые и менее развитые, воспитанные и диковатые, заласканн ...

Выявление уровня коммуникативных навыков детей
Как часто ваш ребёнок применяет слова вежливости в общении с друзьями? А) Всегда Б) Никогда В) В зависимости от настроения Как ваш ребёнок устанавливает контакт со сверстниками? А) Легко, ему нравится заводить новых друзей Б) Ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новому коллективу В) Он не любит ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru