Анализ комплексных воспитательно-образовательных программ и парциальных программ по экологическому воспитанию для дошкольных образовательных учреждений

Педагогика и воспитание » Педагогические возможности экологических занятий для коррекции звукопроизношения дошкольников » Анализ комплексных воспитательно-образовательных программ и парциальных программ по экологическому воспитанию для дошкольных образовательных учреждений

Страница 1

Во второй главе нашего исследования мы проанализировали ряд комплексных воспитательно-образовательных программ и парциальных программ по экологическому воспитанию дошкольников с целью - определить, обращается ли внимание в данных экологических программах на развитие речи детей старших дошкольников.

Комплексные программы направлены на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивают одно или несколько направлений воспитания и развития, среди последних немало экологических.

К числу комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки».

К числу парциальных экологических программ - «Семицветик», «Природа и художник», «Мы – земляне», «Наш дом - природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог».

Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

Все комплексные программы содержат разделы ознакомления с природой, но не все из них обеспечивают экологическое воспитание детей и обращают особое внимание при этом на развитие речи. В программе «Радуга» подраздел «Мир природы» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру - все это создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем. В методическом материале программы имеется значительное количество занятий о растениях, животных, о планете Земля и строении Солнечной системы. Детям дается много географических знаний и экзотических сведений (о природе Африки, о динозаврах и др.), на основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут обеспечить детям понимания природы, непосредственно окружающей ребенка, выработать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частое использование словесного метода - рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

Согласно программе главными задачами развития речи в этом возрасте являются:

- развитие речи как средства общения, создавая условия, при которых ребенок может устанавливать контакты и добиваться своей цели путем речевого обращения к сверстнику или взрослому;

- обогащение активного и пассивного словаря детей.

В старшей группе решаются следующие задачи: развитие звуковой культуры речи, обогащение словаря, обучение грамоте и знакомство с художественной литературой.

Достоинством программы «Радуга» является то, что в ней представлены конспекты игр – занятий, речевые игры, игры и упражнения со звуками и буквами.

«Детство» - это программа не только обогащенного многогранного развития личности дошкольника, это комплексная программа с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно всестороннее развитие и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Данная программа создана в Санкт-Петербурге коллективом преподавателей педагогического университета.

Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии активного взаимодействия с миром. Девиз программы «Детство»: «Чувствовать – Познавать - Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

Линия познания в программе основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром. Задачи программы – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

Раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми различными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программный материал (для каждого возраста) включает четыре содержательных блока: первый - сведения о растениях, животных как представителях живой природы; дети познают особенности внешнего строения и жизненных функций организма (питание, дыхание и пр.), перед ними раскрываются связи живых существ со средой обитания, их неповторимость. Второй раскрывает перед детьми механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания; дети подробно знакомятся со свойствами различных сред, у них формируется представление о группах животных, проживающих в однородной среде. Третий блок - знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных; дети получают представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса. Четвертый блок - знания экосистемного характера; дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью. Дети узнают также, что человек может по-разному воздействовать на сообщества живых организмов - может их разрушать, а может поддерживать.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Возрастные особенности младшего школьника
Учащиеся начальных классов, то есть дети младшего школьного возраста, очень сильно отличаются друг от друга по успехам в учении - сосредоточенные и отвлекающиеся, быстросхватывающие и тугодумы. Они собрались из самых разных семей - более развитые и менее развитые, воспитанные и диковатые, заласканн ...

Организация занятий по физическому воспитанию в ПТУ
Учебные занятия по физическому воспитанию в ПТУ организуются и проводятся в соответствии с учебными планами по специальностям комплексной программы и действующими нормативными документами, регламентирующими учебный процесс Они включаются в расписание занятий учебной частью равномерно в течение неде ...

Аудирование как вид речевой деятельности
Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и распознавание речевого сообщения на слух. В условиях естественного речевого общения удельный вес этого вида речевой деятельности очень велик, если иметь в виду воздействие на современного человека таких средств массово ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru