Виды и основные свойства внимания

Страница 1

Рассмотрим классификацию видов и свойств внимания.

Опыт показывает, что у человека есть два основных вида внимания непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает и независимо от стоящих перед человеком целей. Произвольное внимание всегда связано с наличием определенной цели и волевыми усилиями для того, чтобы сосредоточиться на предмете, неинтересным для нас.

Н.Ф.Добрынин рассматривал внимание как проявление активности личности и выделял несколько подвидов непроизвольного внимания в зависимости от степени активности субъекта.

1. Вынужденное внимание определяется, прежде всего, чрезвычайно сильными, интенсивными раздражителями. Громкий звук, яркий свет неизбежно привлекают наше внимание. При этом важна не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Новизна, контрасты, величина, внезапность стимула также вызывают вынужденное внимание. Если учитель придет в класс в новой яркой одежде, то на этот факт ученики обязательно обратят внимание. Огромное пятно на стене, хотя и не очень яркое, приковывает наше внимание. Длительность, прерывистость действия объекта также может привлечь наше внимание. Наконец, мы скорее обратим внимание на движущийся предмет, чем на неподвижный. Активность субъекта здесь минимальна, она сводится к тому, что у людей разные пороги восприятия. Поэтому раздражитель, на который обратит внимание один человек, для другого останется незамеченным.

2. Внимание, которое вызывается соответствием раздражения нашему внутреннему состоянию, ситуации, потребностям, можно назвать невольным. Оно возникает, "когда мы замечаем то или другое явление вследствие того, что оно так или иначе затрагивает наши чувства, что оно поддерживает или противоречит нашему желанию, нашим влечениям". Так, сытый и голодный человек будут по-разному реагировать на разговор о пище. Также этот подвид внимания связан с полом, возрастом человека, его социальной группой. Например, юноша скорее всего на пляже обратит свой взор на миловидную девушку. На степень невольного внимания большое влияние оказывает состояние человека. При переутомлении внимание к окружающему притупляется. Вклад личности здесь повышается, так как невольное внимание зависит от нашей личности.

3. Привычное внимание тесно связано с нашим прежним прижизненным опытом, а также с профессией и интересами человека. Именно поэтому, идя по одной и той же улице, дворник обратит внимание на мусор, архитектор или художник - на красоту здания. Уровень активности гораздо выше, чем при вынужденном, или невольном внимании. Но и здесь активность зависит от прошлого опыта, образов памяти.

Произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного, так как оно соответствует нашим целям и связано с волевой регуляцией деятельности. Эта форма внимания возникла у человека в ходе его трудовой деятельности в процессе эволюции. Поэтому в онтогенезе причины произвольного внимания не биологические, а социальные: оно формируется только при общении со взрослыми. Произвольное внимание, как и непроизвольное связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека, но связь эта опосредована целями деятельности.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Цели работы по пунктуации в школе
Школа является хранительницей и распространительницей пунктуационных норм, формируя их у учащихся. Различают две группы целей: познавательные и практические. Познавательные цели. Для овладения пунктуационными нормами необходимы знания по пунктуации, на основе которых формируются пунктуационные умен ...

Значение навыка пересказа в развитии речи младших школьников с задержкой психического развития
Важнейшей задачей уроков чтения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 7 вида является развитие речи. Это связано с особенностями общего и речевого развития учащихся данной категории. На уроке чтения учитель постоянно следит за грамматической и стилистической правильностью высказыв ...

Основные направления осуществления экологического образования и воспитания младших школьников
Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности младших школьников. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru