Виды и основные свойства внимания

Страница 2

Н.Ф.Добрынин выделяет две разновидности произвольного внимания, которые различаются по типу поставленной цели:

1. Собственно произвольное внимание проявляется, когда человек своей волей сосредотачивается на выполнении скучной работы, требующей неотрывного внимания.

2. Произвольное внимание становится волевым вниманием в ситуации конфликта между избранным видом деятельности и объектами внимания непроизвольного. Наиболее часто волевое внимание возникает, при действии сильных отвлекающих помех, препятствующих основной деятельности, например, при решении задачи по математике под звуки радио.

По мнению Н.Ф.Добрынина и других исследователей существует особый вид внимания, который не сводится ни к непроизвольному, ни к произвольному вниманию. В начале работы, например, чтения трудной книги, такое внимание требует волевых усилий, но чем больше мы вчитываемся в книгу, тем больше она начинает увлекать сама собой, и для нас становится интересным содержание книги. В этом виде внимания активность личности проявляется а высшей мере, так как в нем совмещается сознательно поставленная цель деятельности и интерес к ней. Эта новая форма внимания имеет большое педагогическое значение. Такое внимание было названо Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным.

В отечественной психологии принято выделять следующие свойства внимания: статические (концентрация, устойчивость, объем) и динамические (распределение и переключение).

Концентрация внимания (в противовес его рассеянности) - это наличие связи с определенным объектом, она выражает интенсивную сосредоточенность на нем. Такое состояние повышает ясность и отчетливость восприятия объектов. При сильной концентрации все остальное не замечается человеком.

Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой человек сохраняет концентрацию внимания на объекте, не отвлекаясь на другие. Сохранение концентрации внимания обусловлена, во-первых, мерой трудности, понятности материала, во-вторых, индивидуальными физиологическими особенностями человека; в-третьих, степенью его интереса к данному материалу.

Внимание неизбежно подвержено периодическим невольным колебаниям. Самым важным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Это возможно, если человек действует с материалом. Поэтому на уроке необходимо менять виды деятельности детей, учить их анализировать объект, а также не просто устно объяснять материал, а включать его в практическое применение учащихся.

Объем внимания – это количество предметов, которое охватывает внимание. У взрослого человека объем внимания равен в среднем примерно до 4-6 объектам; у ребенка он составляет не более 2 - 3 объектов. Речь при этом идет о числе друг от друга не зависимых объектов. Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта человека. Хотя считается, что концентрация внимания обратно пропорциональна его объему, эта предпосылка не всегда верна. "Когда в поле внимания включаются смысловые связи, объединяющие различные элементы между собой, его расширение может не только не снизить концентрированности, но иногда даже повысить ее". Это важно помнить, организуя учебный процесс в классе.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Методы и формы экологического образования
Б.Т. Лихачев методы и формы экологического образования и воспитания условно разделяет на несколько групп. Это: школьные и внешкольные методы формирования сознания и развития мышления, научение умениям и навыкам практически направленной деятельности, развитие нравственно-правовой ответственности, эс ...

Элементы актерско-режиссерского мастерства в педагогической деятельности
Педагогическое искусство часто называют театром одного актера. Поэтому для педагога важно знать принципы театрального действия и его законы. Можно сказать, что педагогический процесс состоит из двух фаз: воспитательного замысла и процесса его реализации. И на том, и на другом этапе важную роль игра ...

Формирование эстетических принципов в театре Вахтангова
Режиссерская манера Вахтангова претерпела значительную эволюцию за 10 лет его активной творческой деятельности. От предельного психологического натурализма первых постановок он пришел к романтической символике «Росмерсхольма». А далее — к преодолению «интимно-психологического театра», к экспрессион ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru