Философский смысл экологизации естествознания

Страница 1

Экологизация естествознания связана с поисками ответов на вопросы, поставленные развитием современной цивилизации. Речь идет, прежде всего, о загрязнении окружающей среды, воздушного бассейна и океанов, истощения природных ресурсов. Сведение живого вещества биосферы к неживому, отравление воздуха, воды и почвы отходами промышленности и сельского хозяйства, недостаток продуктов питания вследствие эрозии почв и возросшего количества населения, энергетический голод и т.д. –все это, вместе взятое, затрагивает основы существования человеческой цивилизации, проблематизирует всю систему связей человека с природой.

Решая возникшие задачи, естествознание осваивает новые предметные области, приспосабливает к ним свой аппарат анализа. Но что это за предметные области? Почему их изучение создает беспрецедентную ситуацию в истории науки, меняет стиль мышления и ведет к экологизации науки? Все мы понимаем, что «загрязняется»не объект науки, а среда жизни человека, создается угроза существованию не абстракциям нашего сознания, а вполне реальным условиям воспроизводства жизни на Земле. Деятельность человека, преобразующего природу, приобретает характер, опасный для самого человека.

Мир испорчен на достаточных основаниях, говорил Гегель, имея в виду, что если есть основания для того, чтобы нечто было, то оно не может не быть: если не здесь, то в другом месте, не сейчас, так в другое время. И нам не нужно перемещаться в другое время и другое пространство, чтобы сейчас и здесь убедить себя в основательности сущего, ибо исследование оснований сущего накладывает запрет на то, чтобы сейчас и здесь мы не сами себя знали, а кто-то другой за нас понимал нас. Таков мир, таковы основания природы, полная определенность которых выясняется в феномене самосознания, если оно одно и не зависит от того, в какой точке пространства и времени мы находимся.

Основания природы обычно представляются в виде некоторых «твердых» сущностей, на которых все основано, а сами они ни на чем не основаны; благодаря основаниям появляется устойчивость и определенность существования. От существования мы движемся к пониманию оснований, от фактов к законам, от явлений к сущности, а затем наоборот. Существование фактов, явлений само по себе нас не интересует и воспринимается так, как если бы они были «входной дверью» к чему-то более важному, например к законам. Нет ничего такого, что не получило бы определения в терминах сущности и не приобрело своего основания. Но основания сами должны быть обоснованы. Тот мир, основания которого обосновываются, является доопределяющимся миром.

Доопределение обычно понимается в виде некоторой прибавки к тому, что уже было определено, но еще не в полной мере. Доопределение, казалось бы, как раз и призвано устранить эту неполноту, восполнить недостатки в системе природы. Однако доопределяющийся мир – это не мир с изъянами, а мир доопределения в нем чего-то сущностями и законами. Все, что есть доопределения, - это хаос, после определения – законы и порядок, и хаос в них является условием рождения нового. В мире нет оснований для того, чтобы в нем рождалось новое. Тем не менее, оно рождается, но без необходимости. Если бы эта необходимость была, то не было бы новаций, и природа была бы полностью определена на основаниях необоснованных. Новое потому и рождается, что для него нет заранее готовых оснований и объектно заданной сущности. Нечто впервые появляется не потому, что есть законы на уровне воспроизводства мира, а потому, что есть среда и в ней возможно доопределение. Доопределяющийся мир, поэтому порождает не новое, а создает среду, в которой что-то может впервые появиться из хаоса как порядок.

Доопределяющийся мир – это мир еще не состоявшихся новаций и возможностей того, чтобы в нем нечто самим собой начинало новый ряд явлений.

В диапазоне этих возможностей доопределяющегося мира возникла жизнь и появился феномен человека. И теперь, когда они уже есть, мы не все можем понять в природе вне зависимости от восприятия феномена человека. Вне зависимости от знаний о человеке мы стоим знание о природе как объекте, полностью определенном своими основаниями. Доопределяющийся мир – открытие современного экологического естествознания в том смысле, что его познание ставится в зависимость от познания человека, т.е. доопределяющийся мир характеризует фундаментальность связей человека и природы. Возникшая задача решается, казалось бы, просто: в модели окружающей среды закладываются антропные характеристики, и затем эти модели описываются. Но умеем ли мы все делать так, чтобы научное исследование приводило нас к новым знаниям, а не к приведениям знания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Виды культурно-досуговой деятельности детей
Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный. ...

Классификация методов обучения в дидактике
Методы обучения, выделяемые по источнику знаний: Словесные методы обучения: рассказ, беседа, лекция, которые проводятся для всего класса. Признаки рассказа: предполагает устное повествовательное изложение учебного материала; применяется при изложении учебного материала ознакомительного характера; н ...

Возрастные особенности развития детей 7-10 лет. Анатомо-физиологические особенности
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов отмечают, что при организации физического воспитания детей раннего возраста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки. П.Н. Казаков считает, что при правильной методике спортивные ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru