Философский смысл экологизации естествознания

Страница 1

Экологизация естествознания связана с поисками ответов на вопросы, поставленные развитием современной цивилизации. Речь идет, прежде всего, о загрязнении окружающей среды, воздушного бассейна и океанов, истощения природных ресурсов. Сведение живого вещества биосферы к неживому, отравление воздуха, воды и почвы отходами промышленности и сельского хозяйства, недостаток продуктов питания вследствие эрозии почв и возросшего количества населения, энергетический голод и т.д. –все это, вместе взятое, затрагивает основы существования человеческой цивилизации, проблематизирует всю систему связей человека с природой.

Решая возникшие задачи, естествознание осваивает новые предметные области, приспосабливает к ним свой аппарат анализа. Но что это за предметные области? Почему их изучение создает беспрецедентную ситуацию в истории науки, меняет стиль мышления и ведет к экологизации науки? Все мы понимаем, что «загрязняется»не объект науки, а среда жизни человека, создается угроза существованию не абстракциям нашего сознания, а вполне реальным условиям воспроизводства жизни на Земле. Деятельность человека, преобразующего природу, приобретает характер, опасный для самого человека.

Мир испорчен на достаточных основаниях, говорил Гегель, имея в виду, что если есть основания для того, чтобы нечто было, то оно не может не быть: если не здесь, то в другом месте, не сейчас, так в другое время. И нам не нужно перемещаться в другое время и другое пространство, чтобы сейчас и здесь убедить себя в основательности сущего, ибо исследование оснований сущего накладывает запрет на то, чтобы сейчас и здесь мы не сами себя знали, а кто-то другой за нас понимал нас. Таков мир, таковы основания природы, полная определенность которых выясняется в феномене самосознания, если оно одно и не зависит от того, в какой точке пространства и времени мы находимся.

Основания природы обычно представляются в виде некоторых «твердых» сущностей, на которых все основано, а сами они ни на чем не основаны; благодаря основаниям появляется устойчивость и определенность существования. От существования мы движемся к пониманию оснований, от фактов к законам, от явлений к сущности, а затем наоборот. Существование фактов, явлений само по себе нас не интересует и воспринимается так, как если бы они были «входной дверью» к чему-то более важному, например к законам. Нет ничего такого, что не получило бы определения в терминах сущности и не приобрело своего основания. Но основания сами должны быть обоснованы. Тот мир, основания которого обосновываются, является доопределяющимся миром.

Доопределение обычно понимается в виде некоторой прибавки к тому, что уже было определено, но еще не в полной мере. Доопределение, казалось бы, как раз и призвано устранить эту неполноту, восполнить недостатки в системе природы. Однако доопределяющийся мир – это не мир с изъянами, а мир доопределения в нем чего-то сущностями и законами. Все, что есть доопределения, - это хаос, после определения – законы и порядок, и хаос в них является условием рождения нового. В мире нет оснований для того, чтобы в нем рождалось новое. Тем не менее, оно рождается, но без необходимости. Если бы эта необходимость была, то не было бы новаций, и природа была бы полностью определена на основаниях необоснованных. Новое потому и рождается, что для него нет заранее готовых оснований и объектно заданной сущности. Нечто впервые появляется не потому, что есть законы на уровне воспроизводства мира, а потому, что есть среда и в ней возможно доопределение. Доопределяющийся мир, поэтому порождает не новое, а создает среду, в которой что-то может впервые появиться из хаоса как порядок.

Доопределяющийся мир – это мир еще не состоявшихся новаций и возможностей того, чтобы в нем нечто самим собой начинало новый ряд явлений.

В диапазоне этих возможностей доопределяющегося мира возникла жизнь и появился феномен человека. И теперь, когда они уже есть, мы не все можем понять в природе вне зависимости от восприятия феномена человека. Вне зависимости от знаний о человеке мы стоим знание о природе как объекте, полностью определенном своими основаниями. Доопределяющийся мир – открытие современного экологического естествознания в том смысле, что его познание ставится в зависимость от познания человека, т.е. доопределяющийся мир характеризует фундаментальность связей человека и природы. Возникшая задача решается, казалось бы, просто: в модели окружающей среды закладываются антропные характеристики, и затем эти модели описываются. Но умеем ли мы все делать так, чтобы научное исследование приводило нас к новым знаниям, а не к приведениям знания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Теоретический анализ понятия «отклоняющееся поведение»
Социальная норма — это правила, образец действия, мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей (социальных групп), которая официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступают моделью должного повед ...

Место и роль знаний о русских исследователях-путешественниках в формировании географического кругозора учащихся
О роли и значении географии для общечеловеческой культуры и образования говорили и писали очень многие известные ученые и писатели. Речь шла о географии как явлении культуры, о значении географической составляющей общечеловеческой культуры, в том числе и для образования, в первую очередь школьного. ...

Обзор методик обследования состояния связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Для проведения эффективной коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи детей необходимо правильно провести диагностику речи ребенка. Существует большое количество методик выявления уровня и особенностей связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Обследованием связной ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru