Классификация методов обучения в дидактике

Страница 1

Методы обучения, выделяемые по источнику знаний:

Словесные методы обучения: рассказ, беседа, лекция, которые проводятся для всего класса.

Признаки рассказа:

предполагает устное повествовательное изложение учебного материала;

применяется при изложении учебного материала ознакомительного характера;

не прерывается вопросами к учащимся;

позволяет при минимальных затратах времени сообщить максимум знаний;

предполагает использование таких методических приемов, как изложение информации, активизация внимания, ускорение запоминания; логических приемов сопоставления, сравнения, выделения неявного, резюмирование;

характеризуется недостаточной долей самостоятельного познания учащихся, ограниченностью элементов поисковой деятельности;

затрудняет обратную связь (учитель не получает достаточной информации о качестве усвоения знаний, не может учесть индивидуальных особенностей всех учащихся).

Виды рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.

Эффективность достигается при наличии продуманного плана, выбора наиболее рациональной последовательности раскрытия темы, удачного подбора примеров и иллюстраций, поддержание должного эмоционального тона изложения.

Эффективность беседы зависит от подобранных вопросов, которыми управляется беседа. При разбиении материала на смысловые части упрощается сам процесс постановки вопросов, которые помогают учащимся перейти от одной части к другой, примером может служить анализ и решение текстовой задачи.

Наглядные методы обучения:

а) метод иллюстраций - предполагает показ учащимся различных иллюстративных пособий (карты, чертежи, схемы, картины, фотографии, графики, таблицы, модели);

б) метод демонстраций - предполагает показ динамичных пособий, натуральных объектов, кинофильмов, диафильмов, видеозаписей, слайдов, различных приборов и оборудования в действии.

В частности, к методу иллюстраций можно отнести «опорные сигналы Шаталова».

Эффективность достигается при: 1) хорошем обозрении наглядного пособия; 2) постановка учебной цели, четкого выделения главного при демонстрации пособия; 3) умелого сочетания слова и показа средства наглядности, осуществление ориентации действий учащихся на достижение учебной цели с помощью средств наглядности; 4) привлечение учащихся к нахождению желаемой информации.

Практические методы обучения:

в математике связаны с построениями, измерениями, вычислениями, изготовлением наглядных пособий, выполнением чертежей фигур, наиболее полно отвечающих условию задачи; письменные упражнения (тренировочные и комментированные), лабораторно-практические работы, работа на ЭВМ по обучающим программам; работа в группах.

Методы обучения, определяемые уровнем познавательной деятельности учащихся.

К ним относятся:

1) репродуктивные: методы обучения, основу которого составляют словесный, наглядный и практический методы;

2) проблемно-поисковый метод обучения: проблемное изложение учебного материала, эвристическая беседа, исследовательский метод.

3) методы самостоятельной работы:

а) работа с учебником и другой литературой;

б) самостоятельные письменные работы (проводятся почти на каждом уроке по 7-15 минут; первые – по теме – обучающего характера и корректирующего, позволяющие установить оперативную обратную связь, в журнал выставляются только хорошие оценки, а удовлетворительные оценки - по желанию; последующие – контролирующего характера с выставлением всех оценок в журнал);

в) самостоятельное решение задач;

г) самостоятельная работа с приборами;

д) самостоятельное наблюдение;

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Проблемы организации практико-ориентированного обучения на уроках физики
Выделим основные особенности учебных задач, которые, на наш взгляд, не только влияют, но и препятствуют овладению «конкретными способами деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях». Предварительно заметим, что выделенные характеристики относятся не к задан ...

Методика разработки образовательной программы ДОУ
Образовательная программа является обязательным документом дошкольного образовательного учреждения. Образовательная программа, как подчеркивается в законе Российской Федерации «Об образовании», определяет содержание образования определенного уровня, специфику организации воспитательно-образовательн ...

Проблемное обучение в формировании творческих способностей учащихся
В процессе формирования творческих способностей нередко возникает явление психологической инерции действия. Инерция действия является как бы крайним воплощением приёма переноса готового решения в новые условия и приводит учащихся к затруднениям, иногда к невозможности разрешения проблемы в целом. Ф ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru