Философские основы экологического образования

Страница 3

Само собой разумеется, что «хорошее» экологическое образование невозможно только в рамках «голого» экологического прагматизма. Оно предполагает открытость всем «ветрам», связь и взаимодействие с «хорошим» социальным, гуманитарным и естественно-научным образованием, подвергая их, в свою очередь, сплошной экологизации. Поэтому-то и формирование экологической культуры неотделимо от формирования культуры вообще, которая также не может не испытать на себе в наше время всеобщей и повсеместной экологизации.

В рамках настоящей статьи существенно важно подчеркнуть и другое. «Хорошее» экологическое образование и успешное формирование экологической культуры невозможно без глубокого и основательного философско-методологического обеспечения. Пора отказаться от предубеждения о невозможности создания общей теории экологии как науки об общих закономерностях строения, функционирования и развития экологического взаимодействия, об общих принципах использования этих закономерностей в деятельности людей, в т.ч. по оптимизации экологического взаимодействия, управления процессами экосистемы в целом.

Сегодня, однако, весьма распространенным является то мнение, что вся экология – есть лишь биологическая экология, а других экологий нет и быть не может. Экология человека, с этой точки зрения, как и вся экология,- наука биологическая. Социальная экология в данном случае или совсем исчезает, или сводится к изучению взаимодействия людей как природных существ. Трактуемая подобным образом «экология» может подменять собой и саму биологию, ибо «экологическими» взаимодействиями охватывается здесь не только внешняя среда («экзоэкология»), но и внутренняя среда («эндоэкология»). Ситуация несколько огрубляется. Но суть в целом такова, как она изложена.

Имеет ли право на существование эта биологизаторская интерпретация экологии? Видимо, да. Она широко представлена и с этим следует считаться. Но она не может служить концептуальной основой комплексного непрерывного экологического образования. В структуре научного знания, при таком подходе, не остается места для географической и социальной экологии, экологии человека, а сама биология превращается почти целиком в биологическую экологию. Пожалуй, можно сказать, что право на существование биологизаторской трактовки экологии сохраняется в наше время в той мере, в какой оно сохраняется за теорией Ньютона с возникновением теории Эйнштейна.

Иное понимание экологии, которое автор также не разделяет, исходит из того, что любое экоориентированное взаимодействие, то есть взаимодействие всякого центрального (центрированного) объекта с экосферой, включается в сферу изучения той или иной экологической науки. При последовательном проведении подобного взгляда уже не только биологическое значение, а все научное знание становится экологическим, поскольку на всех уровнях объективного мира (социальном, живом и неживом), а также между уровнями, вполне применим экоориентированный подход как центрированный вариант системного подхода.

Таким образом, получается, что в первом случае – экология есть там, где есть биология и, в конце концов, сама биология есть экология, во втором – все есть экология, всякое научное знание есть экологическое знание. Этот вывод абсурден. Как его избежать?

На наш взгляд, здесь возможен один путь. Необходимо признать, что использование экоориентированного подхода в тех или иных исследованиях само по себе не делает эти исследования экологическими.

Специфическим объектом конкретной экологической науки является в данном случае не всякое экоориентированное, а экологическое взаимодействие – то, которое разыгрывается между уровнями географического и негеографического, живого и косного, социального и природного.

Общая теория экологии в настоящее время находится в процессе становления. Пока господствует общая экология. Построенная на принципах биоцентризма, в которой биологические проблемы как бы растворены в собственно биологической (и экобиологической) проблематике, общая экология в какой-то мере имеет право на существование как комплекс наук о биоэкосистеме (как комплексная биоэкология), но не может быть методологической основой всех остальных экологий – географической, социальной, антропоэкологии, а соответственно – концептуальной основой комплексного непрерывного экологического образования. Такое основой может стать лишь общая теория экологии, а также специально теоретические гео-, био-, социо-, антропоэкологические построения.

Пока, надо признаться, немногое делается в данном направлении. В этой связи имеет смысл сослаться на свой скромный опыт разработки и преподавания спецкурса «Философия экологии», основные положения которого (по социоэкологии, биоэкологи, геоэкологии) в той или иной мере были разработаны автором и представлены в его монографии (Природа и общество: специфика, единство, взаимодействие. Красноярск: Издательство Краснояр.унта, 1985), в ряде других опубликованных работ, а более полно – в его докторской диссертации (см. Социально-философские основы теории взаимодействия природы и общества. Автореф. дисс. докт.филос.наук. М: ИФАН СССР, 1988) и апробированы в разные годы (начиная с 1975 г.) в лекциях соответствующих спецкурсов студентам естественно-географического факультета Читинского государственного педагогического института им. Н.Г. Чернышевского (ныне ЗабГПУ) (см., напр., его же: Проблемы общей теории взаимодействия природы и общества (программа спецкурса и методические указания) Чита, 1982).

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Методика совершенствования работы по воспитанию осознанного правильного отношения к природе через формирование экологической культуры у средних дошкольников
На следующем этапе нашего исследования мы приступили к воспитанию у детей осознанного правильного отношения к природе через формирование экологической культуры. Целью формирующего эксперимента явилась разработка и апробация методики формирования экологической культуры. При разработке методики форми ...

Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе
Определяющим в отношении дошкольников к природе, согласно данным экологической психопедагогики (В. Ясвин, С. Дерябо), является когнитивный компонент, то есть готовность и стремление ребенка получать, искать и обрабатывать информацию об объектах природы. Психологи экспериментально исследовали, что у ...

Соединение части вида и части разреза
Рис.13.Соединение части вида части разреза Форма многих деталей такова, что при их изображении недостаточно дать только вид или только разрез, так как по разрезу иногда нельзя представить внешнюю форму детали. При изображении подобных деталей необходимо дать как вид, так и разрез, т. е. выполнить д ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru