Философские основы экологического образования

Страница 1

Сколько-нибудь длительное существование человека и общества предлагает знания и соблюдения хотя бы минимум экологической культуры. До недавних пор ее формирование велось в основном стихийно, метод проб и ошибок, «на глазок», закреплялось в общественном сознании и практической деятельности, через систему обычаев и традиций, не редко в сиюминутных, половинчатых и поверхностных оценках и решениях. Это соответствовало уровню общественного развития и осознания людьми возможных экологических трудностей.

Сегодня такой путь исчерпал себя полностью, требуется сознательное, целенаправленное формирование экологической культуры, что невозможно без должной постановки всего образовательного процесса, возрастание в нем роли экологического образования, значительное определение исходных понятий.

Экологическая культура есть одно из проявлений культуры в общем, которая, в свою очередь, производная от лат. cultura, означающая возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие «культура» имеет множество определений, смыслов и значений. Она охватывает перед собой широкий круг явлений, связанных с жизнедеятельностью людей: от возделывания поля, сада, полученных открытий, сознание технических устройств, внедрения различных технологий до управления социальной и духовной жизнью людей, образование и воспитание человека. С этой точки зрения под культурой понимается сфера, вовлеченных в деятельность людей, материальных и духовных ценностей, социальных, в т.ч. нравственных норм, принципов, идеалов, а также утверждений, отношений людей к природе, друг к другу и к самим себе.

В отличии от стихийно возникших явлений природы, культура есть продукт человеческой деятельности. Человек – творец, созидатель культуры и вместе с тем ее пользователь.

Но не только в этой связи с деятельностью человека заключено своеобразие культуры. Культура есть форма позитивно-творческой связи человека с человеком, и миром. Она принципиальна гуманистична, имеет внутреннюю установку на достижение высших ценностей, устремление к идеалу, а для верующего человека – к соработничеству и воссоединению с Богом.

Культура – это процесс, она имеет ступени развития и формы выражения своего достоинства, а также, видимо, и ступени своей деградации, своего падения, разложения, по крайней мере, на каких-то конкретных этапах развития человеческого общества. Она есть мера опредмечивания и обнаружения человеческого в человеке, созданном человеком очеловеченном мире. О культуре человека судят не по тому, что он думает о себе сам или что говорят о нем другие, каким он желает казаться или каким его делает окружение, а по реальному способу его бытия в мире, по реальным результатам его бытия. По плодам его бытия и самому его бытия, что взаимосвязано и взаимопроникает друг в друга, надо судить о любом человеке.

В этой связи под культурой будем понимать эволюционирующий во времени, многообразных в своих проявлениях, специфический способ бытия человека в мире и бытия самого мира для человека. Два нераздельных полюса культуры. Однако альфой и омегой, исходным и конечным пунктом этого единства является все же человек, руководимый в своей деятельности высшими ценностями, созданный по библейскому приданию, по образу и подобию Божьему.

Экологическая культура как одно из проявлений культуры в общем, охватывает собой сферу отношений человека, общества к природе. Речь идет здесь, разумеется, не о всяких отношениях, о тех и в той мере, в которых и в какой мере предоставлено позитивно-творческое, позитивно-созидательное начало деятельности людей, направленное на гармонизацию интересов человека, общества и возможностей природы.

В этом смысле экологическая культура рассматривается как специфический способ оптимизации деятельности людей, имеющих целью гармонизацию отношений человека, общества с природой.

Очевидно, что понятия «экологическая культура общества» и «экологическая культура человека» не тождественны между собой. Однако они и не противостоят абсолютно друг другу. Здесь уместна аналогия с соотношением понятий «общество» и «человек». Что есть общество? – как не продукт взаимодействий людей. Что есть человек? – как не существо, находящееся в специфических отношениях с другими людьми.

«Экологическая культура общества» и «экологическая культура человека» (также как «общество» и «человек») соотносятся друг с другом, во-первых, как «целое и «часть» и во-вторых, как «общество» и «отдельное». Целое не сводится к простой сумме частей, а часть вне целого не тоже самое, что в рамках целого. Общее не поглощает собой отдельного, которое помимо общего, есть еще единство особенного и единичного (индивидуального).

Самобытность человека не растворяется в общества, но и не безразлично к его существованию. А общество, в свою очередь, не безразлично к реализации самобытности человека. Между обществом и человеком имеется сложная диалектика связей, аналогично той, которая существует между экологической культурой общества и экологической культурой человека. Из контекста почти всегда можно понять о какой экологической культуре идет речь. В исходном общеметодологическом плане это различение, думается не принципиально.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Анализ комплексных воспитательно-образовательных программ и парциальных программ по экологическому воспитанию для дошкольных образовательных учреждений
Во второй главе нашего исследования мы проанализировали ряд комплексных воспитательно-образовательных программ и парциальных программ по экологическому воспитанию дошкольников с целью - определить, обращается ли внимание в данных экологических программах на развитие речи детей старших дошкольников. ...

Игровая деятельность как форма и метод обучения младших школьников
Игровая деятельность, как форма и метод обучения младших школьников, является наиболее продуктивным направлением в учебно-воспитательном процессе в современной методике физического воспитания. Игровой метод, в какой бы форме и объеме не выражался, всегда привлекает и радует ребенка, а целесообразно ...

Анализ развития воображения у детей дошкольного возраста
С целью выявления уровня развития воображения испытуемых, использовалась методика Дьяченко О.М., Кириловой А.И. «Изучение оригинальности решения задач на воображение». Данная методика позволяет полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика акт ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru