Философские основы экологического образования

Страница 1

Сколько-нибудь длительное существование человека и общества предлагает знания и соблюдения хотя бы минимум экологической культуры. До недавних пор ее формирование велось в основном стихийно, метод проб и ошибок, «на глазок», закреплялось в общественном сознании и практической деятельности, через систему обычаев и традиций, не редко в сиюминутных, половинчатых и поверхностных оценках и решениях. Это соответствовало уровню общественного развития и осознания людьми возможных экологических трудностей.

Сегодня такой путь исчерпал себя полностью, требуется сознательное, целенаправленное формирование экологической культуры, что невозможно без должной постановки всего образовательного процесса, возрастание в нем роли экологического образования, значительное определение исходных понятий.

Экологическая культура есть одно из проявлений культуры в общем, которая, в свою очередь, производная от лат. cultura, означающая возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие «культура» имеет множество определений, смыслов и значений. Она охватывает перед собой широкий круг явлений, связанных с жизнедеятельностью людей: от возделывания поля, сада, полученных открытий, сознание технических устройств, внедрения различных технологий до управления социальной и духовной жизнью людей, образование и воспитание человека. С этой точки зрения под культурой понимается сфера, вовлеченных в деятельность людей, материальных и духовных ценностей, социальных, в т.ч. нравственных норм, принципов, идеалов, а также утверждений, отношений людей к природе, друг к другу и к самим себе.

В отличии от стихийно возникших явлений природы, культура есть продукт человеческой деятельности. Человек – творец, созидатель культуры и вместе с тем ее пользователь.

Но не только в этой связи с деятельностью человека заключено своеобразие культуры. Культура есть форма позитивно-творческой связи человека с человеком, и миром. Она принципиальна гуманистична, имеет внутреннюю установку на достижение высших ценностей, устремление к идеалу, а для верующего человека – к соработничеству и воссоединению с Богом.

Культура – это процесс, она имеет ступени развития и формы выражения своего достоинства, а также, видимо, и ступени своей деградации, своего падения, разложения, по крайней мере, на каких-то конкретных этапах развития человеческого общества. Она есть мера опредмечивания и обнаружения человеческого в человеке, созданном человеком очеловеченном мире. О культуре человека судят не по тому, что он думает о себе сам или что говорят о нем другие, каким он желает казаться или каким его делает окружение, а по реальному способу его бытия в мире, по реальным результатам его бытия. По плодам его бытия и самому его бытия, что взаимосвязано и взаимопроникает друг в друга, надо судить о любом человеке.

В этой связи под культурой будем понимать эволюционирующий во времени, многообразных в своих проявлениях, специфический способ бытия человека в мире и бытия самого мира для человека. Два нераздельных полюса культуры. Однако альфой и омегой, исходным и конечным пунктом этого единства является все же человек, руководимый в своей деятельности высшими ценностями, созданный по библейскому приданию, по образу и подобию Божьему.

Экологическая культура как одно из проявлений культуры в общем, охватывает собой сферу отношений человека, общества к природе. Речь идет здесь, разумеется, не о всяких отношениях, о тех и в той мере, в которых и в какой мере предоставлено позитивно-творческое, позитивно-созидательное начало деятельности людей, направленное на гармонизацию интересов человека, общества и возможностей природы.

В этом смысле экологическая культура рассматривается как специфический способ оптимизации деятельности людей, имеющих целью гармонизацию отношений человека, общества с природой.

Очевидно, что понятия «экологическая культура общества» и «экологическая культура человека» не тождественны между собой. Однако они и не противостоят абсолютно друг другу. Здесь уместна аналогия с соотношением понятий «общество» и «человек». Что есть общество? – как не продукт взаимодействий людей. Что есть человек? – как не существо, находящееся в специфических отношениях с другими людьми.

«Экологическая культура общества» и «экологическая культура человека» (также как «общество» и «человек») соотносятся друг с другом, во-первых, как «целое и «часть» и во-вторых, как «общество» и «отдельное». Целое не сводится к простой сумме частей, а часть вне целого не тоже самое, что в рамках целого. Общее не поглощает собой отдельного, которое помимо общего, есть еще единство особенного и единичного (индивидуального).

Самобытность человека не растворяется в общества, но и не безразлично к его существованию. А общество, в свою очередь, не безразлично к реализации самобытности человека. Между обществом и человеком имеется сложная диалектика связей, аналогично той, которая существует между экологической культурой общества и экологической культурой человека. Из контекста почти всегда можно понять о какой экологической культуре идет речь. В исходном общеметодологическом плане это различение, думается не принципиально.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Взаимодействия детского сада и семьи
Работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из таких принципов, как: - доверительность отношений – этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность воспитателя, его умение понять и помочь решить проблемы с ...

Понятие об изобразительных средствах речи
Слово получает точный смысл во фразе. В значительной части фраз слова так крепко спаяны и так взаимно определяются, что есть возможность вынуть из фразы отдельные слова без того, чтобы фраза потеряла смысл. В таком случае можно вместо вынутого слова вставить любой, и значение этого слова определитс ...

Дидактические принципы
Большое значение при разработке методики формирования исследовательских умений средствами лабораторного практикума имеют дидактические принципы. Е.Н. Бегинин, Б.С. Дмитриев, А.А. Князев, Н.Б. Ковылов, Ю.И. Левин, Ю.П. Шараевский свою методику строят на следующих дидактических принципах: заинтересов ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru