Использование художественной литературы на уроках химии

Педагогика и воспитание » Использование художественной литературы на уроках химии

Страница 15

Конечно, " неживой" воды в природе нет. Эта метафора. Но до чего же образно и точно можно выразить некоторые свойства воды поэтическими строками!

"… И бывает вода то кислой, то острой, то терпкой, то горькой, то сладкой, то густой или жидкой, то вредной или гибельной, то целебной или ядовитой…" (Леонардо да Винчи)

Даже устное народное творчество помогает химикам при изучении этой темы. Проводим конкурс " Весёлая минутка" на знание пословиц, поговорок и загадок о воде.

"Что видно, когда ничего не видно?" (Туман),

"Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут" (Облака),

"Темным облаком летела, опустилась птицей белой, превратилась в человечка, постояла у крылечка, покатилась кувырком и запела ручейком!" (Зима),

"Приходил — стучал по крыше, уходил — никто не слышал" (Дождь).

Совершенно неожиданно помогают на уроке и сказки. Творческие задачи могут быть сформулированы в контексте жизни, связаны с историческими событиями, непосредственными интересами учеников, занимательными фактами. У школьников должно возникнуть желание работать над проблемой, иначе творческий процесс невозможен.

Задача. Прочитайте сказку "Василиса Прекрасная". Нет ли в ней проблем, с которыми часто сталкиваются химики? Если да, то попытайтесь четко сформулировать их и предложите решения.

Эта задача на первый взгляд очень проста. С ней справляются многие учащиеся, если предложить ее в 8-м классе сразу после изучения темы "Чистые вещества и смеси". Ведь искомая проблема содержится в задании Бабы Яги Василисе — отделить рожь от чернушки и мак от земли. Героине сказки помогли голуби, учащиеся должны предложить способы разделения, основанные на различных физических свойствах компонентов смеси.

Очень важно, чтобы материал урока был связан с конкретным жизненным опытом учащихся. Приведу задания, в которых идет речь о химических веществах, используемых в быту.

При изучении темы " Кислоты" вспоминаю отрывок из произведения М. Пришвина "Соляная кислота":

"…Известно ли вам, что в кормлении волчат участвует и самец-волк?

У матери в молоке не хватает необходимой для питания молодых волчат соляной кислоты, и, чтобы пополнить этот недостаток, в добавку к молоку надо отрыгнуть маленькому своей пищи с соляной кислотой. В таком кормлении принимает участие и волк-самец…"

Делаем вывод: в желудке у всех живых существ присутствует соляная кислота.

Или Агата Кристи " Наследство Лемезюрье":

"…Пуаро наклонился и осторожно извлек что-то из его правой руки. Он повернулся ко мне, и я увидел у него на ладони маленький шприц. Я содрогнулся.

- Что в нем? Яд?

- Муравьиная кислота, я полагаю.

- Муравьиная кислота?

- Да. Вероятно, полученная из муравьиного яда. Он же был химиком, как вы помните. Причиной смерти, наверное, сочли бы пчелиный укус."

- Где в природе встречается муравьиная кислота? Оказывается, не только в листьях крапивы и у муравьев( как средство защиты от врагов) , но и у пчел. химия преподавание образный мышление

В " Сказках об Италии" А. М Горький воссоздал образ жестокого обывателя Тамерлана, стремившегося покорить и разрушить весь мир: " На его страшной седой голове — белая шапка с рубином на острой верхушке . А в ушах царя — серьги из рубинов Цейлона, из камней цвета губ красивой девушки". Алый рубин и синий сапфир в древности и в средние века считали целебными камнями: "Рубин врачует сердце, мозг, силу и память человека, сапфир хранит и умножает мужество, очищает глаза, укрепляет мускулы" Отмечаем, что рубин теперь не только предмет роскоши, он стал камнем-тружеником. Если открыть крышку часов, то можно увидеть крохотные красные пятнышки: это и есть опорные рубиновые камни. Вся часовая промышленность работает на искусственных рубинах.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16

Похожие статьи:

Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с двигательной патологией
Методические рекомендации разработаны с учетом особенностей работы логопеда в МДОУ №12 компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Следует отметить, что в детском саду №12 «Ромашка» компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата сложилась св ...

Линия информации и информационных процессов как одна из основных содержательных линий базового курса информатики
Основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов: вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными основами процессов управления и системах различной природы; вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информа ...

Координационные способности
Для того, что бы нам изучить методы диагностирования и развития координационных способностей, мы подробнее рассмотрим понятия о самой координации движений. Часто координацию движений строят на таком физическом качестве как ловкость. Ловкостью принято называть способность быстро, точно, целесообразн ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru