Использование художественной литературы на уроках химии

Педагогика и воспитание » Использование художественной литературы на уроках химии

Страница 14

Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

- Фосфор, - сказал я".

- Людям свойственно ошибаться. Так, А. Конан-Дойл допустил существенную химическую ошибку. Назовите ее.

В этом несложном задании учащиеся обобщают физические свойства фосфора и его аллотропного соединения. Такой методический прием не только вызывает интерес к изучаемой теме, но и повышает уровень усвоения и запоминания материала за счет эмоциональной реакции и образования стойких ассоциативных связей.

В 10 классе при изучении темы " Предельные углеводороды" зачитываю отрывок из повести Б. Васильева " А зори здесь тихие":

"Огромный бурый пузырь гулко вспучился перед ней. Это было так быстро и так близко от неё, что Лиза, не успев вскрикнуть, инстинктивно рванулась в сторону. Всего шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра".

Перед ребятами ставлю вопрос: " Какой газ явился причиной гибели Лизы?" Учащиеся легко справляются с ответом.

Многогранна тема "Вода", изучаемая в 8 классе. Начинаю цикл уроков всегда строками из Библии:

"… И был вечер, и было утро: день второй. И сказал бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место и да явится суша. И стало так…"

Ребята безошибочно определяют тему урока, и даже, цели и задачи. Такой нехитрый прием снимает напряженность на уроке и создает эмоциональный настрой.

Посмотрите, как поэтично можно описать физические свойства воды и льда:

"…Руки голы выше локтя,

А глаза синей, чем лёд…"

(А. Ахматова " Рыбак")

Какого цвета вода и лёд? Казалось бы, бессмысленный вопрос. Они бесцветны. Но только не в стихах поэтов.

Сложные условия Великой Отечественной войны привели, например, к новой оценке воды- вещества, которое в обыденной жизни является привычным и доступным.

"…Вода! . Бывало, встанешь утром рано,

И кран, с его металла белизной,

Забулькает, как соловей весной,

И долго будет течь вода из крана.

Так, словно о чуде, вспоминала о простой водопроводной воде поэтесса Вера Инбер в трагические дни блокады Ленинграда.

Или такие строки:

На войне, в пыли походной,

В летний зной и в холода,

Лучше нет простой, природной-

Из колодца, из пруда,

Из трубы водопроводной,

Из копытного следа, из реки, какой угодно,

Из ручья, из-подо льда,—

Лучше нет воды холодной,

Лишь вода была б вода."

(А. Твардовский "Василий Теркин")

Целесообразно использовать отрывок из романа А. Фадеева " Молодая гвардия". "Коммунисты- подпольщики занимались саботажем в организованных немцами мастерских. Отремонтированную немцами водокачку оставили наполненной водой, а ночью ударили морозы, в результате чего трубы раздулись, полопались, вся система пришла в негодность, всё нужно было начинать сначала".

Задаю учащимся вопрос: " На знании какого физического свойства воды основывались в данном случае подпольщики?"

Вдохновенные строки посвятили воде и другие поэты. А сколько создано сказок, притч и легенд о воде, нередко образно называемой " живой" и " неживой"!

"… Всё мне видится Павловск холмистый,

Круглый луг, неживая вода ."

(А. Ахматова из сборника " Белая стая")

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16

Похожие статьи:

Содержание и задачи обучения в старшей группе
Изобразительная деятельность детей 5 лет становится разнообразнее и сложнее. Это связано с тем, что в психологическом и физиологическом отношении ребенок стал более развитым. Окрепли и руки, но мелкие движения пальцами детям производить трудно. Ребенок на шестом году жизни может анализировать форму ...

Планирование занятий по рисованию в младшей группе
Подготовка к занятию начинается с составления плана. Определив тему и программный материал, воспитатель обдумывает, какими приемами и методами он сможет обеспечить наилучшее усвоение учебного материала. При планировании занятий воспитатель определяет, какая подготовительная работа должна быть прове ...

Определение поля аргументации
Поле аргументации (ПА) — это занимаемая каждым субъектом индивидуальная или коллективная позиция, включающая множество относящихся к аргументативному процессу компонентов: суждений, способов аргументации, фундаментальных принципов. При выборе аргументов следует позаботиться также о том, чтобы их ис ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru