Использование художественной литературы на уроках химии

Педагогика и воспитание » Использование художественной литературы на уроках химии

Страница 13

Затем следует предложить учащимся мысленно представить себе изучаемое (создать мысленный образ явления), облечь проделанные действия в химические термины, проговорить (создать вербальный образ), только потом можно обратиться к знаковому описанию (знаковому образу), рассмотреть возможные способы составления формулы. Данный подход будет являться не алгоритмическим, а основанным на целостном мышлении.

Дети-логики могут пользоваться стандартным предложенным алгоритмом, но, при данном подходе, и правополушарные дети будут иметь свой способ составления формул – через сравнение с образом памяти.

Одним из сильных и верных способов пробуждения и поддержания у учеников интереса к приобретению знаний, на мой взгляд, является создание эмоционального настроя. Я глубоко убеждена, что одним из главных звеньев в цепи дидактических поисков должно быть положение о том, что "без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины".

Произведения художественной литературы, совершенствуя образное мышление учащихся, оказывают благотворное влияние на развитие их воображения, способность высказывать оригинальные идеи.

В этой связи уместно привести слова известного советского химика А.Е. Арбузова: " Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области…."

На мой взгляд, уроки химии оставляют эмоциональный след в душе учеников, если они включают лирическое начало.

Я не объявляю тему урока сразу, а иду от показа практического применения изучаемых веществ, их значения в жизни, быту, к знакомству с их свойствами. Лирическое начало урока, необычность вступления, использование материала, отвечающего духу времени, выступают в роли ключика по имени "интерес". Отбирая материал, который будет своего рода прологом урока, стремлюсь к тому, чтобы он воспитывал у учащихся нравственность, гуманизм, бережное отношение к природе, чувство патриотизма, сознательного выбора профессии. И на всех уроках не забываю об эстетическом воспитании, используя яркие иллюстрации, фотографии, образцы художественных изделий, альбомы, модели, макеты, приборы, рисунки. Особые требования предъявляю к образности, выразительности, грамотности речи учителя и учащихся. Даже единичные фрагменты из литературных произведений, прочитанные на уроке химии, несут обучающую нагрузку и развивают творческий потенциал учащихся. Даже самые непоседливые затихают, в глазах даже самых безразличных появляется огонек интереса, когда слышат:

"…И вот сентябрь! Замедля свой восход,

Сияньем хладным солнце блещет,

И луч его в зерцале зыбком вод

Неверным золотом трепещет.

Седая мгла виётся вкруг холмов,

Росой затоплены равнины;

Желтеет сень кудрявая дубов,

И красен круглый лист осины.

Замолкли птиц живые голоса…

Безмолвлен лес, беззвучны небеса!"

(Евгений Баратынский)

- Создавая такой яркий образ, автор выразил химическую сущность явлений. В чем она? Какие химические и физические свойства лежат в основе поэтических картин?

Разве можно остаться равнодушным при встрече на уроке с любимыми книгами?

Так, в 9 классе при изучении темы " Фосфор и его соединения", зачитываю отрывок из знаменитой повести А. Конан-Дойля " Собака Баскервилей":

" .Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана . Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Похожие статьи:

Расположение и обозначение разрезов
Рис.7. Чертеж с различными разрезами. На одном чертеже может быть несколько разрезов, например фронтальный, горизонтальный и профильный (рис. 3 и 7). При определении количества необходимых разрезов стремятся дать наименьшее их количество, обеспечив при этом достаточную ясность чертежа. Фронтальный ...

Методические рекомендации по коррекции звукопроизношения старших дошкольников на занятиях по экологическому образованию
Комплекс занятий по экологическому образованию с использованием упражнений и игр-автоматизаций по коррекции звукопроизношения. Основным принципом построения данного комплекса является понимание и учет активно-деятельностной сущности ребенка дошкольного возраста, предполагающее организацию доброволь ...

Классификация видов графики
Понятие «графика», по способу создания изображения, делится на два больших объема: «печатная или тиражная графика» и «уникальная графика». Печатная графика - совокупность видов графики, дающих возможность распространения графических произведений в многочисленных равнозначных экземплярах. В отличии ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru