Использование художественной литературы на уроках химии

Педагогика и воспитание » Использование художественной литературы на уроках химии

Страница 12

Мозг пpивык воспринимать все таким, какое оно есть – в многообpазии цветов, звyков, дpyгих качеств. Воспpиняв что-то, он в пpавом полyшаpии составляет обpаз, в левом – соответствyющие этому образу слова. Однако девяносто пpоцентов инфоpмации подается в yсеченном виде – голос учителя, текст книги, обpывочные каpтинки и т.д. Детское воспpиятие pаспадается именно из-за yсеченной инфоpмации. Отсюда – неконтpолиpyемое забывание, дефекты внимания, пpобелы памяти.

При обучении практически не учитываются уровни отражения действительности, которые принято считать предшествующими мышлению: ощущения, восприятия, представления. Еще в 40-х гг. ХХ в. Ж. Пиаже обосновал закономерности восприятия и усвоения информации, которые неизбежно проходят через следующие этапы:

– сенсорно-моторный этап (этап получения информации от органов чувств); чем больше информации человек получает на этом этапе, тем более полное представление сложится у него об объекте;

– символьный (образный) этап; на этом этапе, на основании информации, полученной от органов чувств, происходит формирование образа;

– логический этап; происходит логическое осмысление, понимание информации, полученной и сформированной в виде образа;

– лингвистический этап; человек способен выразить в словах образно воспринятую, логически осмысленную информацию.

Эти этапы можно назвать этапами процесса целостного мышления. Как правило, логика используется либо после образного представления, либо одновременно, но никак не в отрыве. Нарушение порядка этапов восприятия и обработки информации ведет к неэффективности, зашоренности мышления, вызывает у учеников непонимание. Неудивительно, что много учащихся отстает в учебе – ведь им предлагают сразу третий, логический этап процесса мышления.

Объясняя понятие "валентность", практически все учителя сразу говорят о способности атомов того или иного элемента присоединять к себе определенное число других атомов. Формулируют определение валентности, рисуют для примера несколько структурных формул, сообщают правило для составления формул по валентности и для усвоения нового материала предлагают ученикам выполнить ряд заданий для выработки навыка в составлении формул веществ. Ученики фактически манипулируют только буквенными обозначениями. Данный подход, основанный на применении логического мышления, реализован в логике восхождения от частного к общему, позволяет применять стандартный алгоритм – способ составления формулы вещества по валентности. Недостаток данного подхода в том, что для правополушарных детей он будет неприемлемым – сенсорно-моторный и символьный этапы, как мы видим, отсутствуют.

Наблюдения показывают, что в этом случае у многих учеников правило по составлению формул веществ запоминается на очень короткое время, а затем приходится снова и снова напоминать его. В результате требуется довольно длительное время, чтобы это правило осталось в долговременной памяти, т.е. сформировался навык составления формул веществ.

Учитель взаимодействует в образовательном процессе с учащимися, имеющими разные стили мышления, а традиционный подход сразу направляет к оперированию знаковой символикой, не позволяет ученику "увидеть" различные стороны данного химического явления на макро- и на микроуровне. В логике правополушарного подхода следует идти от общего к частному, оперируя не только логическим, но и образными видами мышления. Сначала необходимо либо нарисовать на доске соединение атомов, либо поработать с моделями, проговорить словами, выдвинуть различные гипотезы – создать перцептивный образ. Атомы различных химических элементов в модели или рисунке обязательно должны различаться размерами, цветом, обозначением.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Похожие статьи:

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru