В практике обучения интеллектуально одаренных детей более перспективным направлением считается создание классов (школ), ориентированных на специализированную предметную подготовку учащихся. Основная педагогическая задача смещается с развития общих способностей школьников к поиску способа реализации личности в определенных видах деятельности.
Для того чтобы школьникам проще было определиться с видом деятельности, предметным профилем создаются школы с профильной направленностью или школы при университетах с углубленным изучением различных предметов.
В Западно-Сибирском регионе наиболее известными профильными школами являются:
- заочная физико-математическая школа специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета (ЗШ СУНЦ НГУ);
- заочная естественнонаучная школа при Сибирском федеральном университете (ЗЕНШ СФУ);
- физико-математическая школа при Томском государственном университете (ФМШ ТГУ).
Что общего у названных профильных школ?
1. Прежде всего, все школы созданы при государственных университетах. Их целью является отбор и привлечение талантливой молодежи в стены университетов, а также развитие их интеллектуальных и творческих способностей, раскрытие личностного потенциала.
Вся деятельность школ построена на работе с разновозрастными группами школьников, начиная с 8-го класса в ФМШ ТГУ, 9-го класса в ЗЕНШ СФУ, 10-го класса в СУНЦ НГУ и заканчивая набором в 11 класс. Поступление в профильные школы построено на конкурсной основе, кроме ЗШ СУНЦ НГУ.
2. Профильные школы имеют длительную историю своей деятельности. Так, заочная физико-математическая школа имени М.А. Лаврентьева работает уже более 30 лет на базе специализированного учебно-научного центра физико-математического и химико-биологического профиля при Новосибирском государственном университете. Ежегодно в заочной школе проходит обучение более 1500 учащихся из 19 областей и республик Сибири и Дальнего Востока, 6 областей Республики Казахстан, 3 республик Средней Азии. За историю своей деятельности в школе сформировались следующие основные направлениями: профильное углубленное обучение школьников; довузовская подготовка школьников 10-11-х классов.
Заочная естественнонаучная школа при Сибирском федеральном университете создана в мае 1994 года и является совместным проектом вуза и Министерства образования Красноярского края. За время своей деятельности школа выпустила 11000 выпускников. Среди направлений деятельности выделяют: довузовская подготовка школьников; проведение олимпиад, конкурсов, викторин.
Томская физико-математическая школа (ТФМШ) при Томском государственном университете создана в 1971 г. по инициативе академика В.Е. Зуева и имеет 39-летнюю историю.
Занятия во всех названных школах проводят преподаватели университетов, имеющие высокий научный, творческий потенциал и опыт работы со школьниками. Университеты осуществляют и научно-методическое обеспечение учебного процесса со школьниками, предоставляя им разработанные учебные средства (учебники, пособия, методические рекомендации, практические задания, тесты и т.д.), материально-техническую базу (аудитории, демонстрационное оборудование) для работы заочных школ. Так, признавая тот факт, что изучение физического материала должно основываться на экспериментальной базе для достижения наглядности и понимания, ТГУ предоставляет лаборатории, компьютерные классы и кабинеты с соответствующим экспериментальным оборудованием. Одним из уникальных кабинетов является физический кабинет, где располагаются различные экспериментальные установки, используемые на занятиях со школьниками.
В школах возможно как индивидуальное, так и групповое обучение. Групповое обучение осуществляется на базе учебных центров. Для индивидуального обучения обязательным условием является наличие у школьника персонального компьютера с выходом в Интернет; желательно наличие web-камеры, микрофона, наушников или колонок.
Похожие статьи:
Выбор и обоснование стратегий аргументации
Согласно теории лингвистической аргументации, изучающей способы воздействия на убеждение людей, рекламная аргументация разделяется на рациональную и эмоциональную. В силу того, что природа человека бинарна, она разумно-эмоциональна, вопрос о том, какой способ воздействия эффективнее, и, соответстве ...
Контроль и оценка скоростных способностей у младших школьников
Л.П. Матвеев утверждает, что несмотря на то, что понятие «контроль» представляется вполне ясным (проверка, обследование, наблюдение, оценка и т.п.) в конкретном истолковании, в частности при характеристике контроля в процессе физического воспитания, это понятие трактуется далеко не однозначно. Долг ...
Практическое использование организационно – педагогических условий колледжа
при формировании эмпатии у студентов
В связи с тем, что в структуре педагогической эмпатии исследователи выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, - нами было решено выявить уровень развития эмпатии студентов с опорой на предложенную исследователями структуру. Для выявления когнитивного компонента нами была ...