Обучение грамоте в подготовительной группе и устранение предпосылок дисграфии у детей с ОНР III уровня

Педагогика и воспитание » Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр на занятиях по обучению грамоте » Обучение грамоте в подготовительной группе и устранение предпосылок дисграфии у детей с ОНР III уровня

Страница 1

Самой первой задачей обучения грамоте является развитие у детей фонематического слуха, то есть умения различать не только звуки нашей речи, но и качество звуков (твердые и мягкие, звонкие и глухие, слитные и простые согласные, основные и йотированные гласные). Логопеду надо выработать у детей умение производить анализ слова, то есть разлагать его на слоги, а слоги на звуки. Также в подготовительной группе решаются следующие задачи: учить производить анализ синтез предложений разной конструкции, познакомить со всеми буквами русского алфавита, научить выкладывать слова из букв разрезной азбуки и т. д.

Важным моментом при подготовке к школе детей с ОНР становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактические игры должны основываться на следующих принципах:

дидактическая игра должна опираться на программный материал;

дидактическая игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов ( зрительного и тактильного );

пособия, используемые логопедом при проведении дидактических игр, должны быть внешне привлекательными;

условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс;

Устранение предпосылок дисграфий рекомендуется проводить на занятиях по обучению грамоте, и основным методом предупреждения нарушения письменной речи выбрать дидактическую игру.

Устранение предпосылок акустической и артикуляторно-акустической дисграфии

В деле воспитания слуховой дифференциации той или иной пары звуков самым важным является подчеркивание всеми возможными способами имеющихся между звуками различий. Ребенка необходимо убедить в том, что здесь не один, а два звука.

Поскольку ребенок не различает звуки на слух, что является в данном случае слабым звеном, на первых порах лучше опереться на какие-то более сохранные у него функции, в частности на зрение. Ведь любая пара звуков различается не только по звучанию, но и по артикуляции, то есть по положению артикуляторных органов при их произношении. Именно в силу различного положения этих органов и «получается» это разное звучание. По этому и нужно сначала привлечь внимание ребенка к различению в положении органов артикуляции, а не начать сразу с различения звука на слух.

Дальнейшая задача – как можно ярче подчеркнуть разницу в звучании звуков. Для этого лучше всего сначала отвлечься от похожих речевых звуков и отождествить их с теми звуками, которые часто приходится слышать в природе. При этом произносить эти «природные» звуки нужно утрированно, подчеркнуто и достаточно длительно. Хорошо использовать также словесное описание различий в их звучании. Например, при не различении ребенком на слух звуков З и Ж (С и Ш ) первую из этих пар звуков отождествляем со «звоном» или писком комара и жужжанием жука, а вторую – с шумом деревьев или камышей при ветре и со свистом. Некоторую помощь при этом отношении может оказать и запоминание ребенком такой фразы

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Особенности учительской деятельности
Педагогический труд имеет много общих признаков с театральным творчеством как разновидностью художественной деятельности: представители обеих профессий работают с людьми, имеют общую цель – возбудить мысли и чувства аудитории; та и другая деятельность обучает и воспитывает, требует высокого уровня ...

Применение соревновательно-игрового метода при отработке упражнений с волейбольным мячом
В игровых элементах волейбола очень важное место занимают двигательные реакции, которые бывают простыми и сложными. Простые характеризуются выполнением известного движения на ранее изученный сигнал: повороты, остановки, различные действия по сигналу учителя. К сложным относятся реакции, не отвечающ ...

Психологические теории внимания
На протяжении всей истории психологии как самостоятельной науки существовали (и существуют) разные представления о том, что такое внимание. Рассмотрим важнейшие, на наш взгляд, теории внимания. В 1879г. Вильгельм Вундт основал в Лейпциге первую в мире психологическую лабораторию и стал исследовать ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru