Пунктуационная зоркость - это, во-первых, умение видеть в готовом предложении смысловой отрезок, требующий выделения знаками препинания, во-вторых, предвидеть те или иные смысловые отрезки, необходимые для выражения определенного дополнительного значения. Не владея пунктуационной зоркостью, ученик не сможет правильно ставить знаки препинания в предложениях и в тексте. В развитии ее существенную роль играет работа над опознавательными признаками «точек» применения пунктуационных правил, другими словами, мест в предложении для постановки или не постановки знаков препинания.
Для формирования пунктуационной зоркости выработаны специальные упражнения как для работы при списывании, так и для написания диктантов. Нахождение опознавательных признаков смысловых отрезков, требующих выделения знаками препинания. При выполнении данного упражнения с готовым материалом учащимся предлагается найти те или иные языковые явления, сигнализирующие о наличии в предложении смыслового отрезка, выражающего указанное значение. В слабом классе полезно выяснить, нет ли в предложении, например, причастий, союзов и т.д., входят ли они в смысловые отрезки, которые нужно выделить знаками препинания. Нахождение по значению смысловых отрезков, требующих пунктуационного выделения. Это упражнение требует проведения семантического анализа предложения и выделения в нем дополнительной информации. Учащиеся произносят смысловой отрезок, указывая его границы и определяя значение, выраженное им. Определение грамматической природы смыслового отрезка. Смысловые отрезки, выделяемые знаками препинания, бывают смысловыми, словосочетательными и предложенческими.
В процессе грамматического и семантического анализа, опираясь на опознавательные признаки, учащиеся называют, каким по форме является смысловой отрезок, выделенный знаками препинания.
Похожие статьи:
Методический кабинет как центр методической
работы
Методическое обеспечение является важнейшей частью повышения квалификации педагогов. Оно призвано поддерживать нормальный ход образовательного процесса, содействовать его обновлению. Многие педагоги, особенно начинающие, нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более опытных коллег, заведующ ...
Состояние проблемы формирования знаний о русских
исследователях-путешественниках в школьных учебниках, программах и
контрольно-измерительных материалах по географии
Как известно, деятельность учителя при реализации тех или иных идей, определенных учебными программами, ориентируется в первую очередь на школьные учебники. Поэтому, чтобы установить, имеется ли реальная возможность для реализации идеи формирования географической культуры личности на основе знаний ...
Формирование артистизма – основа профессионального
педагогического мастерства
Педагог-мастер – это специалист высокой культуры, мастер своего дела, он в совершенстве владеет преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладает психологическими знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства. Проявление мастерства заключается в успешном решен ...