Значение навыка пересказа в развитии речи младших школьников с задержкой психического развития

Педагогика и воспитание » Проблемы внедрения инфокоммуникационных технологий в образовании Российской Федерации » Значение навыка пересказа в развитии речи младших школьников с задержкой психического развития

Страница 2

Краткий пересказ требует понимания главной мысли отдельных частей текста и произведения в целом. Обучение этому виду пересказа опирается на сформированное к данному возрасту умение делить текст на части, составлять план. Помогая детям найти главное в каждой части и отбросить второстепенное, учитель формулирует вместе с учениками основное содержание, потом производит его сокращение снова, а иногда и в третий раз. Важные опорные слова и выражения вначале осторожно карандашом отмечают в книге, сформулированные положения записывают на доске. Постепенно учащиеся приучаются производить такой отбор материала для краткого пересказа без внешних опор. Для обучения краткому пересказу используют достаточно развернутые сюжетные тексты, так как небольшие произведения дети запоминают, что мешает им потом освободиться от второстепенных деталей. Тексты описательного характера тоже трудно поддаются сокращению и для обучения краткому пересказу мало пригодны.

В работе со школьниками, имеющими задержку психического развития, полезен также прием "устного рисования", поскольку он способствует не только развитию речи, но и формированию образного мышления и эстетического восприятия прочитанных произведений. Используя этот прием, учитель просит ребенка не пересказать текст, а представить себе то, о чем было прочитано, и подробно обрисовать словами описанный предмет или ситуацию. Для выполнения задания ученику придется внимательно перечитать текст, выделить нужные слова и выражения, осмыслить эмоциональную окраску содержания. Успешному выполнению такого задания способствует предварительный анализ текста, проведенный с помощью выборочного чтения.

Анализ имеющихся сведений по проблеме формирования навыка пересказа у детей с задержкой психического развития позволяет сделать вывод, что формирование навыка пересказа является эффективным средством развития речи детей данной группы. Формирования навыка пересказа способствует развитию памяти, обогащению словаря, усвоению выразительных средств языка. В процессе работы над пересказом происходит развитие навыков построения связных монологических высказываний, усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста, школьники учатся выделять и передавать главную мысль текста. Пересказ способствует введению в активный словарь учащихся многих элементов литературной речи, позволяет школьникам выразить свое отношение к содержанию текста.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Как решать проблему контроля и оценки домашнего задания
Педагогический опыт учит нас: убедитесь, что заданное вами на дом домашнее задание вы сможете потом проверить и оценить. Это правило применяется до сих пор не везде. Не всегда учитель проверяет, выполнили ли школьники домашнее задание. Ещё реже контролю подвергается полнота, правильность и форма вы ...

Дидактические взгляды
Следуя сенсуалистической философии, Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей ...

Укрепление материально-технической и финансовой базы
Годовой план ДОУ должен учитывать все виды ресурсов, их состояние, способы и возможности использования. Приступая к составлению годового плана, руководитель помнит, что этот план будет выполняться всем педагогическим коллективом учреждения. От того, каково понимание каждым сотрудником его роли в ре ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru