Общее положение профессиональной ориентации школьников

Педагогика и воспитание » Система профориентационной работы классного руководителя » Общее положение профессиональной ориентации школьников

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года среди условий, необходимых для повышения качества общего образования, акцентируется внимание на создании в системе профессиональной ориентации молодежи условий для психологической поддержки молодежи, оказании школьникам помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

Данная идея находит свое дальнейшее развитие и уточнение в концепции профильного обучения, где указано, что профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Однако, как показывают результаты социологических опросов (данные Центра социально-профессионального самоопределения молодежи Института содержания и методов обучения РАО), 67% учащихся выпускного класса не имеют представлений ни о содержании дальнейшего образования, ни о предстоящей работе. Многие из них уповают на случай («как получится»), 27% считают, что об их дальнейшей трудовой и жизненной карьере должны позаботиться родители. И только 4% опрошенных высказывают предположение, что в решении этих важных вопросов им может помочь школа.

Серьезные затруднения также испытывают и учащиеся выпускного девятого класса основной школы в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов: за компанию с товарищами, по совету взрослых (которые, как правило, переоценивают или недооценивают способности и возможности детей). Часто школьники попадают под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов.

В условиях массового введения в отечественной школе предпрофильной подготовки и профильного обучения существенно обостряется противоречие «старых» «новых» целей и ценностей профориентационной работы.

Целью профориентационной работы в доперестроечное время были формирование социально одобряемой модели будущего участника трудовых отношений и помощь школьнику в выборе типовых сценариев профессионального становления, преимущественно в условиях индустриальной экономики.

В настоящее время от школы требуется создание условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности во взвешенном выборе направления продолжения образования, готовности к последующей самореализации в избранном образовательном профиле, а также дальнейшей профессиональной самоидентификации в новых экономических и социокультурных условиях.

При этом в педагогической практике целесообразно исходить из понимания слова «ориентация» не как манипулятивного воздействия на подростка, а как его формируемой способности разбираться в сложившихся внешних обстоятельствах, запрашивать и получать психолого-педагогическую помощь со стороны образовательного учреждения, использовать информационные ресурсы.

Похожие статьи:

Взаимодействие семьи, школы и микросоциума в организации профилактики отклоняющегося поведения подростков
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в социальной педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи, школы и микросоциума. Школа во все времена стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы вместе с нею максимально реализовать все способности ученик ...

Дидактическая игра на уроке труда
Подготовка младших школьников к трудовой деятельности остается одной из основных и актуальных задач современной школы. Нача­лом такой подготовки является формирова­ние у учащихся интереса к труду и потреб­ности овладеть определенными трудовыми умениями. Наиболее успешному осущест­влению данной цели ...

Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений чтения и письма
Нарушения чтения и письма различаются не только по своим механизмам, но и по симптоматике. Характер ошибок в процессе чтения и письма зависит также от этапа овладения этими навыками. Так, например, при овладении буквенными обозначениями звуков на аналитическом этапе формирования навыков чтения наиб ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru