Структура социальной педагогики

Страница 1

Существуют различные определения социальной педагогики. Вот некоторые из них: «Социальная педагогика – это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах». (Х. Мискес). «Смысл социальной педагогики – помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения» (Е. Молленхауер). «Социальная педагогика – это наука о воспитательных влияниях социальной среды». (В.Д. Семенов).

Из этих определений можно заметить, что социальная педагогика связана с целенаправленной деятельностью субъекта воспитания, с целью помочь объекту воспитания адаптироваться к окружающей общественной среде, реализоваться как личность, гражданин конкретного общества.

Другими словами социальную педагогику следует рассматривать с позиций, которые прослеживают два направления: социальное и личностное.

Социальное направление представляют социопедагогика и педагогика среды.

Социопедагогика изучает проявление государства и среды жизнедеятельности человека в сложившейся законодательной базе, в создании институтов воспитания, обучения и профессиональной подготовки, в обеспечении их функционирования, имеет официальный социопедагогический характер, а так же «неписанные законы», которые складываются в государстве, в виде обычаев, совокупности норм и правил, принятых в обществе в вопросах воспитания подрастающего поколения.

Педагогика среды рассматривает социальное воспитание – влияние семьи, в которой родился и воспитывается ребенок (приемная семья, государственное учреждение); средств массовой информации; игрушек и игр ребенка; книг, которые он читает; круг друзей; авторитетные личности; социально-педагогические особенности коллективов, в которые попадает человек на разных этапах его жизнедеятельности; улица и многое другое.

Личностное направление так же рассматривает человека с двух точек зрения: как социальную единицу и изучает личностную позицию и активность человека в социальном самосовершенствовании. Здесь важное значение имеет роль самого человека в социальном становлении. Она может быть различна в зависимости от возраста, индивидуальной активности и любознательности. Формирования мировоззрения и воспитания нравственно-волевых качеств в значительной степени определяют дальнейшее социальное самосовершенствование и изменения в человеке на разных возрастных этапах его жизни.

Как мы видим – среда под различным углом зрения – главный фактор становления личности в обществе, т.е. его социализации, успешному осуществлению которой и способствует социальная педагогика.

По определению À.В. Никитина социальная педагогика – это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации (или ресоциализации) человека, результатом которого является приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий).

Главная цель социальной педагогики – помочь человеку (группе) сориентироваться в условиях общества, способствовать социальному формированию личности (группы) с учетом ее своеобразия и социокультуры государства, поддержать, защитить, организовать реабилитацию.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Современные лингвистические и психолингвистические представления о словообразовании существительных
В лингвистике и психолингвистике понятие "словообразование" рассматривается в различных аспектах. Термином "словообразование" называют языковое явление, психологические процессы, а также лингвистическую дисциплину, науку об этом явлении. В соответствии с пониманием термина " ...

Психолого-лингвистические основы формирования у младших школьников читательских умений
Д.Б. Эльконин считает, что чтение на начальном этапе формирования есть действие по воссозданию звуковой формы слова на основе его графической (буквенной) модели Н.И. Жинкин считал, что на буквенном этапе обучения необходимо учитывать позиционный принцип русской графики, означающий, что при чтении у ...

Сущность понятия «элективный курс» относительно других школьных курсов
Центральное место в системе предпрофильной подготовки занимают элективные курсы. Элективные курсы (от лат. electus — избранный) так же, как и факультативные, ученик выбирает из предложенного набора в соответствии со своими интересами и потребностями. Но как только курс выбран, он становится таким ж ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru