Структура социальной педагогики

Страница 1

Существуют различные определения социальной педагогики. Вот некоторые из них: «Социальная педагогика – это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах». (Х. Мискес). «Смысл социальной педагогики – помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения» (Е. Молленхауер). «Социальная педагогика – это наука о воспитательных влияниях социальной среды». (В.Д. Семенов).

Из этих определений можно заметить, что социальная педагогика связана с целенаправленной деятельностью субъекта воспитания, с целью помочь объекту воспитания адаптироваться к окружающей общественной среде, реализоваться как личность, гражданин конкретного общества.

Другими словами социальную педагогику следует рассматривать с позиций, которые прослеживают два направления: социальное и личностное.

Социальное направление представляют социопедагогика и педагогика среды.

Социопедагогика изучает проявление государства и среды жизнедеятельности человека в сложившейся законодательной базе, в создании институтов воспитания, обучения и профессиональной подготовки, в обеспечении их функционирования, имеет официальный социопедагогический характер, а так же «неписанные законы», которые складываются в государстве, в виде обычаев, совокупности норм и правил, принятых в обществе в вопросах воспитания подрастающего поколения.

Педагогика среды рассматривает социальное воспитание – влияние семьи, в которой родился и воспитывается ребенок (приемная семья, государственное учреждение); средств массовой информации; игрушек и игр ребенка; книг, которые он читает; круг друзей; авторитетные личности; социально-педагогические особенности коллективов, в которые попадает человек на разных этапах его жизнедеятельности; улица и многое другое.

Личностное направление так же рассматривает человека с двух точек зрения: как социальную единицу и изучает личностную позицию и активность человека в социальном самосовершенствовании. Здесь важное значение имеет роль самого человека в социальном становлении. Она может быть различна в зависимости от возраста, индивидуальной активности и любознательности. Формирования мировоззрения и воспитания нравственно-волевых качеств в значительной степени определяют дальнейшее социальное самосовершенствование и изменения в человеке на разных возрастных этапах его жизни.

Как мы видим – среда под различным углом зрения – главный фактор становления личности в обществе, т.е. его социализации, успешному осуществлению которой и способствует социальная педагогика.

По определению À.В. Никитина социальная педагогика – это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации (или ресоциализации) человека, результатом которого является приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий).

Главная цель социальной педагогики – помочь человеку (группе) сориентироваться в условиях общества, способствовать социальному формированию личности (группы) с учетом ее своеобразия и социокультуры государства, поддержать, защитить, организовать реабилитацию.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Содержание сенсорного воспитания
Рассмотрим типы обучающих заданий на примере изучения цвета. Содержание обучения Средства обучения Материал Деятельность детей Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета. Эталоны шести цветов спектра Листы бумаги шести цветов с белым квадратом посереди ...

Применение методов Е.Б. Вахтангова в христианском театре
Методом настоящего христианского актерского мастерства протестантами и православными была провозглашена школа Евгения Вахтангова (1883-1922), педагога и режиссера, одного из учеников и помощников Константина Станиславского. Безусловно, в учении Вахтангова христиане находили и по-своему развивали те ...

Этапы формирования культуры поведения в дошкольном возрасте
Формирование культуры поведения в дошкольном возрасте проходит поэтапно. На каждом из этих этапов дети согласно возрастным психологическим особенностям усваивают культуру деятельности, культуру общения, культурно-гигиенические навыки и привычки. Т. А. Куликова выделяет следующие этапы воспитания ку ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru