Условия и методические приемы развития воображения на занятиях конструированием

Педагогика и воспитание » Развитие творческого воображения у дошкольников посредством художественного конструирования » Условия и методические приемы развития воображения на занятиях конструированием

Страница 3

Изделия конструирования и моделирования из бумаги выполняются по четкой схеме, в определенной последовательности и помогают детям осваивать самые разнообразные технологии, начиная с простейших конструкторских задач.

В процессе складывания и склеивания бумажных поделок дети знакомятся с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т. д., учатся ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнают многое другое, что относится к геометрии и математике.

Выполняя различные действия с бумагой в процессе ее обработки, применяя разные способы и приемы, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая их особенности в преобразованной форме.

В процессе работы дошкольники создают модели предметов и объектов действительности, отображая характерные их признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так, образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала: приемами сгибания, складывания частей в определенной последовательности, склеивания отдельных деталей. Несмотря на то, что поделки часто лишь отдаленно напоминают те или иные предметы и объекты, это не мешает ребенку узнавать их, живо дополняя в воображении недостающие части.

Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место.

Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе.

Не случайно А. Лилов рассматривает творчество как человеческую деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира.

Творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения. Однако для реализации такого развития необходимы условия, при которых дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют разные объекты. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности.

Основой личности человека, как сказал В. В. Давыдов, является творческое начало: сущность личности человека связана с потребностью и способностью созидания. Именно потребность и способность выступают в качестве основополагающих компонентов одного процесса – процесса творчества. И в данном случае не важно, рассматриваем ли мы творчество взрослого или ребенка. И в том и в другом случае необходим мотив (потребность в творчестве в форме побудительной реакции к действию) и способность (интеграция природной предрасположенности и имеющегося опыта в конкретной деятельности), без которых трудно себе представить процесс созидания.

Исходя из этого следует подчеркнуть выделенную нами последовательность развития творчества на занятиях по художественному конструированию из бумаги:

1. Усвоение детьми опыта на занятиях по художественному конструированию, проявление интереса к процессу работы.

2. Возникновение замысла и отражение его в предварительном наброске, рисунке.

3. Интерпретация художественного образа.

4. Интеграция того, что ребенок усвоил.

5. Трансформация, преобразование полученного образа, и его создание.

Материалы исследования позволили выявить уровень владения детьми старшего дошкольного возраста умениями и навыками работы с бумагой и возможности их использования в собственном конструктивно-пластическом творчестве. Установлено, что для старших дошкольников характерны неполные и поверхностные представления об основных технических приемах работы с бумагой, их конструктивных особенностях, средствах художественной выразительности. Полученные материалы свидетельствуют о том, что основная масса старших дошкольников при выполнении диагностических заданий крайне неуверенна. Как правило, дошкольники, в большинстве своем, изначально не могут следовать всем этапам выполнения поделки, но в процессе целенаправленной педагогической работы устраняют имеющиеся проблемы. Это позволяет заключить, что дети старшего дошкольного возраста способны усваивать не только элементарные приемы работы с бумагой, но и овладевать сложными многоэтапными действиями для получения определенного конструктивно-пластического образа.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Основные цели использования художественной литературы на уроках истории
Произведения художественной литературы рекомендуются во всех школьных учебниках по каждому курсу истории, привлекаются в качестве выразительного материала на уроках. И всегда художественная литература служит для учащихся одним из важных источников для ознакомления с историческим прошлым и одним из ...

Психолого-педагогические особенности
И.В. Шаповаленко считает, что в младшем школьным возрасте (7-10 лет) у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции. Познавательное развитие ...

Виды лепки. Лепка отдельных предметов
Изображение предметов в лепке для ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностям ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru