На сегодняшний день, профессиональная консультация является не только элементом системы профессиональной ориентации, но и элементом психологической помощи. Профессиональная психологическая консультация поводится в ситуациях, когда человеку сложно принять решение в силу определенных обстоятельств (личностных проблем, либо социально-психологических факторов).
В Концепции государственной системы профессиональной ориентации населения (от 27.01.94) дано следующее определение: «профессиональная консультация – научно-организованная система взаимодействия психолога-профконсультанта и личности, которая нуждается в помощи в выборе или изменении выбора профессии или вида деятельности на основе изучения индивидуально-психологических характеристик, особенностей жизненной ситуации, профессиональных интересов, склонностей, состояния здоровья личности и с учетом потребностей рынка труда».
Таким образом, основной целью профконсультации можно считать формирование профплана личности и составление прогноза стратегий деятельности человека по достижению желаемой цели с учетом индивидуально-психологических его характеристик, особенностей жизненной ситуации, профессиональных интересов, склонностей, состояния его здоровья.
Достигнуть этой цели можно путем решения ряда задач профессиональной психологической консультации:
1. Определение запроса оптанта.
2. Выявление группы профессий, наиболее соответствующих индивидуально-психологическим особенностям человека, состоянием его здоровья, склонностям и способностям личности методом психолого-диагностического исследования.
3. В случае необходимости, проведение коррекции профплана личности, ее мотивационно-потребностной сферы, актуализации мотивов профессионального самоопределения.
4. Формирование профессионального плана оптанта.
5. Составление профконсультационного прогноза.
6. Совместная разработка стратегии действия по достижению намеченной цели. В то же время, следует учитывать, что профессиональная психологическая консультация имеет ряд особенностей.
Профконсультанту необходимо в кратчайший срок получить сведения о человеке, пришедшем на консультацию, существенные для построения профплана.
Профконсультация должна проходить как ситуация обучения правилам выбора профессии, ориентирования в мире профессий, без оказания какого-либо давления на личность или навязывании ему решений, без «выдачи» готовых «рецептов» и рекомендаций. Выбор должен сделать сам консультируемый, только в этом случае он будет стремиться реализовать сделанный выбор.
В своей работе профконсультант опирается на уже сформированные или имеющиеся у личности ценностные представления, направленность личности, учитывая более или менее выраженные склонности и интересы. Сформировать за время профконсультации их не возможно, но можно в той или иной степени корректировать представления человека о субъективных и объективных условиях выбора профессии.
Из всего вышеизложенного вытекает вывод, что профконсультация проводится в несколько этапов и предполагает несколько встреч с консультируемым.
По целям профконсультацию можно разделить на следующие виды.
Первичная профконсультация – направленная на определение запросов оптанта. Время беседы, наблюдений, интервьюирования или анкетирования – от 30 минут до 1 часа. Стандартное диагностическое обследование длится от 1 часа 30 минут до 2 часов.
Повторная профконсультация – проводится при необходимости поведения коррекции основ личности, ее мотивационно-потребностной сферы, актуализации мотивов профессионального самоопределения.
Формирующая профконсультация – направлена на формирование профплана оптанта, составление прогноза, в процессе которого оптант будет ознакомлен с методами и средствами, направленными на самоопределение, самостоятельное формирование и развитие профессионально-важных качеств, а также вариантами индивидуального стиля деятельности, позволяющего компенсировать имеющиеся недостатки.
Прогноз профессиональной деятельности – это описание благоприятных и неблагоприятных особенностей конкретной деятельности, определяемых психологической структурой изученной личности. Этот прогноз должен быть: достоверным, структурным, отдаленным.
Похожие статьи:
Проект музыкального уголка
Образные музыкальные «поющие» или танцующие игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.); Игрушки – инструменты с фиксированным звуком – органчики, шарманки; Игрушки – инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан; Музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творч ...
Игры детей младшего школьного возраста
В возрасте 6-7 лет у ребенка наступает период смены ведущего типа деятельности - переход от игры к направленному учению (у Д.Б. Эльконина - "кризис 7 лет"). Поэтому при организации режима дня и учебной деятельности младших школьников необходимо создать условия, способствующие гибкому пере ...
Место проведения досуга детей
Начать подготовку к организации детского досуга рекомендуется с поиска места проведения. Важен индивидуальный подход к пожеланиям ребенка. Как бы хорошо вы не изучили его интересы и предпочтения, все же стоит поинтересоваться, что именно ребенок хотел бы видеть на своем празднике: ростовых кукол, к ...