Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского

Страница 1

Среди советских педагогов послевоенного периода видное место принадлежит Василию Александровичу Сухомлинскому (1918-1970). Талантливый практик и теоретик он всю жизнь проработал в сельской школе. Обобщение теоретического наследия советской педагогики и собственного практического опыта позволило ему написать работы, явившиеся важным вкладом в арсенал средств и методов социалистического воспитания. При жизни им было опубликовано свыше 30 отдельных работ и около 600 статей. Из книг В.А. Сухомлинского большую и заслуженную известность среди педагогической общественности СССР и многих стран мира получили такие работы, как “Сердце отдаю детям”, “Воспитание гражданина”, “Павлышская средняя школа”, “Методика воспитания коллектива”, “Сто советов учителю”, “Разговор с молодым учителем школы”.

Основное внимание в своей деятельности В.А. Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающих поколений коммунистической гражданственности. Разработке этой основной темы в той или иной степени были посвящены все его работы. Опираясь на идеи Н.К. Крупской и А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский глубоко проанализировал с современных позиций процесс умственного, нравственного, трудового и эстетического формирования Личности в различные периоды детства и юности. Он показал, какие огромные воспитательные возможности предоставляет окружающая детей реальная действительность, особенно в условиях сельской местности.

Важное место в его деятельности занимала проблема творческого отношения каждого педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге “Разговор с молодым директором школы В.А. Сухомлинский высказал свое глубокое убеждение в необходимости этого, он писал: “Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повседневность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования”.

Особенно популярной во всем мире стала книга В.А. Сухомлинского “Сердце отдаю детям”, в которой он ярко и убедительно показал, что успех работы воспитателя, направленной на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании им духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.

Деятельность В.А. Сухомлинского оказывает большое влияние на развитие теории и практики дошкольного воспитания.

7. 21 в. – инновационные процессы в образовании

Конец 20 – начала 21 вв. характеризуется возникновением новаторства. Все чаще стал употребляется термин "Инновационные процессы в образовании".

Вместе с тем, представления об образовании недостаточно четки и объективны. Современное образование – непрерывное, носит характер открытости, инновационное. Непрерывное образование – представление о хронологической его непрерывности. Непрерывное образование личности - это вовсе не хронологически беспрерывное обучение на той или иной учебной скамье - в школе, в вузе и т.п. Наоборот, в понятие "непрерывное образование" входит прерывание обучения по тому или иному профилю, переход в ту или иную методологическую область, вплоть до смены профориентации и, самое главное, умелое сочетание теоретической, опытно-экспериментальной и практической деятельности. Строго говоря, непрерывное образование - это инновационно-непрерывное образование, которое можно определить, как развитие способности субъекта (личности) адекватно обучаться, действовать и адекватно воспринимать действительность, прежде всего общественные, материальные, духовно-культурные отношения.

В современных условиях произошла девальвация ценностей классического образования, базировавшегося на триединстве знаний, умений, навыков, возникло противоречие между целостностью культуры и технологией ее фрагментарного воспроизводства через знаниевый тип обучения. В этой ситуации обостряются противоречия между непрерывно возрастающим объемом знаний, необходимых человеку, и ограниченными (в рамках традиционных образовательных систем) условиями для овладения ими. Решение этого противоречия возможно лишь на пути перехода к непрерывному образованию, обеспечивающему целостное воспроизводство субъекта культуры. Целью непрерывного образования является постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждой личности на протяжении всей ее жизни.

Мировой кризис образования

В последние десятилетия образование рассматривают как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Во второй половине века можно выделить минимум два критических периода в развитии образования.

В середине 60-х годов передовые страны пришли к заключению, что соревнование в экономической области сводится к соревнованию в области науки и техники, а последнее в значительной степени предопределяется подготовкой граждан в системе образования. Именно это обстоятельство послужило первопричиной образовательных реформ во многих странах, в т. ч. и в Советском Союзе.

Вторая волна повышенного внимания к проблемам образования возникла в 80-х годах, в то время, когда пришло отчетливое осознание того факта, что будущее развитие человечества не ограничивается лишь экономическим ростом, а определяется в большей мере уровнем культуры и интеллектуального развития человека.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Методы стимулирования
Между различными методами существует органическая взаимосвязь и взаимопроникновение. Руководствуясь принципом оптимальности при выборе методов, необходимо исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических задач, но при этом косвенно способствует решению и ...

Описание программного продукта
Данная программа представляет собой игровое поле из девяти клеточек. Каждая клетка это отдельная игра или ситуация, требующая выбор оптимальной стратегии (рис.7). Рис.7. Окно программы Прежде чем выбрать какое-нибудь поле, необходимо ознакомиться с условиями и требованиями. Для этого нужно нажать . ...

Особенности культурно-досуговой деятельности детей
Основной принцип работы с детьми - рациональная организация их досуга. Образовательная деятельность (направлена на получение начальных навыков профессии или художественного мастерства) - занятия в кружках, студиях. Игровая досуговая деятельность (активный отдых в игровой форме, направлен на расшире ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru