Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского

Страница 2

На основе вышеизложенного можно сделать следующий вывод: традиционная "знаниевая" (просвещенческая) модель образования исчерпала себя, она на сегодняшний день не соответствует запросам современной социальной среды. Выход образования из кризиса - в новой парадигмальной политике.

Такой парадигмой, по мнению Аношкиной В.Л., является непрерывное образование, главный смысл которого - постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни, что влечет за собой и процветание общества. Переход к непрерывному образованию должен преодолеть ориентацию традиционных образовательных процессов на поверхностную "энциклопедичность" содержания, перегруженность информационным и фактологическим материалом, не связанным с запросами учащихся или нуждами общества.

Еще одним направлением реформирования современного образования являются его гуманизация и гуманитаризация. "Гуманитаризация содержания непрерывного образования обеспечивается его нацеленностью на освоение достижений общечеловеческой и национальной культуры" .

По моему мнению, педагогические отношения присутствуют в каждой системе "взрослый – ребенок", будь то образовательный процесс или воспитание родителями своих детей. Поэтому зачатки педагогических мыслей можно встретить уже в источниках Киевской Руси. Одним из таких примеров является “Поучение Владимира Мономаха детям”. Другой литературный и педагогический памятник – "Домострой", сборник поучений и наставлений.

Большое значение для педагогической науки и просвещения имела деятельность Ломоносова, Бецкого, Новикова, Радищева (18 в) в 18 веке.

М.В. Ломоносовым было написано несколько замечательных для своего времени учебников: грамматики, риторики, физики. Особенно большое значение имела его “Российская грамматика”. Ломоносов составил учебные планы гимназии и университета при Академии наук, разрабатывал принципы и методы обучения в них.

Педагогические изыскания А.Н. Радищева были пропитаны революционными идеями, основной задачей он считал – воспитание истинных патриотов России.

Педагогическая теория 19 в. известна такими именами, как В.Ф. Одоевский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен. Огромный вклад в развитие педагогической мысли внес их современник – К.Д. Ушинский.

В эпоху революционных преобразований в стране (конец 19 – начало 20 вв) в педагогической теории появилось течение так называемого "Свободного воспитания", идеи которого наиболее полно выразил К.Н. Вентцель.

Первая половина 20 в. – это период реформирования всей системы образования в соответствии с зарождающимися принципами и ценностями молодого социалистического государства. В научных исследованиях тех лет большое место отводилось вопросам воспитания и обучения детей школьного возраста. Это: воспитание советского патриотизма и интернационализма, выработка сознательной дисциплины, формирование детского коллектива, содержание и формы работы комсомольской и пионерской организаций. Особенно успешными были исследования проблем дидактики в свете марксистско-ленинской теории познания.

Огромный вклад в разработку проблем педагогики принадлежит теоретической и практической деятельности А.С. Макаренко. Большая заслуга А.С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива.

Одним из видных педагогов послевоенного периода стал В.А. Сухом-линский. Основное внимание в своей деятельности он уделял воспитанию у подрастающих поколений коммунистической гражданственности. Разработке этой основной темы в той или иной степени были посвящены все его работы.

Педагогические идеи современности все чаще озвучивают такое понятие как инновационность. А непрерывное образование (в значении непрерывного развития личности, а не просто хронологического образования) – стали считать новой парадигмой для выхода образования из кризиса. Важной особенностью непрерывного образования считают его гумантаризацию как нацеленность на освоение достижений общечеловеческой и национальной культуры.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Предпосылки возникновения альтернативной программы
Для современной белорусской школы характерны как сильные так и слабые стороны образовательной системы. Положительные стороны: объем и качество знаний, которые получают учащиеся; школа обеспечена учебными программами высокого уровня сложности с достаточно эффективными методиками; мощный потенциал бе ...

Развитие лексических умений посредством поэтического материала на уроке английского языка
В рамках современной лингвистики необходимо отметить, что язык по сути является иерархической структурой, состоящей из ряда уровней, каждый из которых характеризуется собственным набором языковых знаков. На интересующем нас лексическом уровне функционируют такие единицы как: слова, фразеологические ...

Методические рекомендации педагогам, психологам, учащимся и их родителям по организации эффективной профориентационной работы
1. Педагогам и психологам в процессе профориентационной работы важно учитывать и выполнять: знания возрастных особенностей, учет индивидуально-психологических характеристик; изучение, формирование, развитие и коррекцию профессионального становления личности; создание ориентационного поля профессион ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru