Философские основания современной парадигмы образования

Педагогика и воспитание » Педагогика и философия образования » Философские основания современной парадигмы образования

Страница 1

Как отмечают исследователи, одна из главных проблем современного образования - повышение качества функционирования любой образовательной системы и гарантированность этого качества - тесным образом связана с инновациями. Мы находимся на волне всеобщего интереса к этой главной проблеме, однако по-прежнему, говоря о качестве образования, многие неоднозначно подходят к определению этого понятия. Понятнее говорить о качестве знаний - сложнее - о качестве образования.

Одной из главных проблем, на наш взгляд, является проблема сопротивления переменам. Она заключается в многочисленных барьерах на пути к улучшениям. С другой стороны в образовании есть ещё одно явление - тотальное внедрение нового. Не случайно одно из "модных" слов в педагогических кругах - "инновация". Как сделать, чтобы все участники образовательного процесса стали частью осознанных перемен и принадлежали им? Как вместо страха или самоуверенности поселить вызов в образовательной организации? Ведь вызов побуждает нас к самосовершенствованию, к учебе?

В современных статьях высказывается мысль о том, что в осмыслении сущности и целей современного образования важную роль призвана сыграть философия образования. Как, например, пишет Г.М. Кулешова, «именно она призвана определить с каких философско-антропологических позиций развито понимание человека и личности ребенка, какова антропологическая основа образования; на какие гносеологические принципы опирается понимание процессов познания и обучения, какова методологическая основа дидактики; какие ценностно-мировоззренческие ориентиры характеризуют положение личности в современной культуре или, какова линия осмысления социокультурных оснований жизни индивида и общества». Однако несмотря на то, что в последнее десятилетие выделилась отдельная научная область «Философия образования», в педагогическом сообществе не утихают дискуссии на тему: «Нужна ли философия педагогике?». Раздаются вопросы о том, зачем заниматься философией образования, когда необходимо практически реформировать само образование? Нужно ли решать философские вопросы, когда философия в классическом ее понимании стала анахронизмом и ее изучение отвлекает от конкретных теоретических и практических проблем педагогики? Не противоречит ли философия как идеологическая доктрина идеям свободы и демократии в образовании.

Итак, каково же истинное положение философии в образовании сегодня? Что скрывается за фасадом понятия «философия образования»? Является ли она новой методологией педагогического мышления? Возможно, философия и образование – это две различные области, несоприкасающиеся своими предметами исследования? Многие авторы придерживаются позиции и точки зрения на современную философию образования как на старейший и неисчерпаемый диалог двух сторон одного и того же антропокультурного процесса становления и развития человеческой личности.

Как уже упоминалось в предыдущей главе, во времена античности философия была первой наукой, из которой возникли математика, геометрия, этика, эстетика, педагогика и др. дисциплины. В средние века педагогика была тесно связана с философской теологией. В Новое время каждый крупный философ от Канта до Ницше обращался к проблемам знания и познания, образования и воспитания. С другой стороны выдающиеся педагоги прошлого от Коменского до Ушинского решали педагогические вопросы, исходя из философских проблем. Эта тенденция сохранялась в XIX веке. В XX веке многие полагали, что вопросы о сущности мира, природы, общества, человека изучают лишь специальные науки. Привилегия философии состоит в исследовании сознания и познания. Сегодня очевидно, что классические концепции крупных философов, претендующие на решение всех философских проблем, ушли в прошлое. Так называемая «постфилософия» иначе представлена в современном образовании. Контекст этой представленности – диалогичен. Представить современную педагогическую мысль в качестве монолога, вне обращенности к философским феноменам – будет неверно, так как представленность феномена образования равнозначна представленности феномена человека.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Взаимодействия детского сада и семьи
Работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из таких принципов, как: - доверительность отношений – этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность воспитателя, его умение понять и помочь решить проблемы с ...

Экспериментальное исследование особенностей восприятия и воспроизведения интонации у детей с нарушениями речи
Целью исследования стало выявление особенностей восприятия и воспроизведения интонации у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата. В ходе экспериментального исследования ставились следующие задачи: Выяснить особенности восприятия и воспроизведения повествовательной, воп ...

Стили и типы семейного воспитания
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвеча ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru