Понятие просодической стороны речи

Страница 8

Интонация обособления состоит в том, что обособленные члены предложения отделяются от основной части предложения паузами (первая пауза меньше второй) и имеют собственное логическое ударение, на которое приходится повышение тона голоса.

Предупредительная интонация (или интонация двоеточия) состоит в том, что фраза делится на две части. Первая часть произносится сравнительно низким тоном почти на одной ноте, после чего делается глубокая пауза. Произнесение второй части начинается более высоким тоном, мелодика предложения соответствует его синтаксической конструкции. С интонацией предупреждения произносятся такие синтаксические конструкции:

- сложное бессоюзное предложение, части которого находятся в отношениях причинных и пояснительных;

- предложения с однородными членами, которым предшествует обобщающее слово;

- предложения с прямой речью, в которых слова автора предшествуют прямой речи.

Интонация противопоставления. Эта интонация характерна:

- для бессоюзных сложных предложений со смысловыми отношениями: противительными, условными, временными;

- для сложносочиненного предложения с противительными союзами и союзом и со значением внезапности действия;

- для простого предложения с пропущенным членом;

- для предложения с составным именным сказуемым, в котором пропущена глагольная связка.

На письме интонация противопоставления обозначается тире. Ее приметы:

- деление фразы на две части, между которыми очень продолжительная пауза (задержка течения речи) ;

- резкое повышение тона на конце первой части фразы перед паузой;

- вторая часть фразы тоже начинается с высокой ноты, тон постепенно понижается к концу.

Правильное восприятие и воспроизведение речи обеспечивается, прежде всего, за счет развития физического слуха, речевого слуха, а также слухового внимания.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Четкое и правильное произношение возможно благодаря нормальному функционированию физического и речевого слуха, полноценному строению, слаженной работе артикуляционного и голосового аппаратов, а также речевого дыхания.

Физический слух – это способность слышать окружающие звуки.

Речевой слух – это способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи. Хорошо развитый речевой слух – необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. Он включает следующие компоненты:

фонематический слух,

звуковысотный слух,

восприятие темпа речи и голоса,

ритмический слух.

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, интонацию.

Звуковысотный слух – способность воспринимать и различать изменения голоса по высоте, чувствовать эмоциональную окраску речи.

Восприятие темпа речи и громкости голоса – способность на слух воспринимать скорость и громкость речевого высказывания.

Ритмический слух – способность слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок слова, определять место ударения в нем.

Сформированность компонентов речевого слуха находится в тесном единстве с развитием слухового внимания, т.е. способности дифференцировать на слух звучание различных слов, определять место и направление звука. Хорошо развитое слуховое внимание дает возможность целенаправленно воспринимать речь, направляя волевые усилия на отдельные ее стороны: громкость, скорость, правильность.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Похожие статьи:

Дидактические игры, направленные на устранения предпосылок акустической и артикуляторно – акустической дисграфии
Игра «Объяснялочки» Объяснить значение каждой пары слов или придумать предложения с этими словами. Например: «Мелом пишут на классной доске, а мель – это мелкое место на реке». Ребенок сможет правильно выполнить это задание лишь при условии различения им соответствующей пары звуков, в данном случае ...

Структура социальной педагогики
Существуют различные определения социальной педагогики. Вот некоторые из них: «Социальная педагогика – это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах». (Х. Мискес). «Смысл социальной педагогики – помощь молоде ...

Возрастные особенности младшего школьника
Учащиеся начальных классов, то есть дети младшего школьного возраста, очень сильно отличаются друг от друга по успехам в учении - сосредоточенные и отвлекающиеся, быстросхватывающие и тугодумы. Они собрались из самых разных семей - более развитые и менее развитые, воспитанные и диковатые, заласканн ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru