Понятие просодической стороны речи

Страница 6

Умение правильно интонировать предложение связано с умением пользоваться паузами. Пауза обязательна между предложениями. Часто она нужна и внутри фразы. Пауза служит, во-первых, для отделения одной синтаксической единицы от другой, во-вторых, для выражения особенностей связи между ними. Паузой можно по-разному разделить предложение на словосочетания. Например: «Казнить, нельзя помиловать» и «Казнить нельзя, помиловать». Умение правильно членить фразу на такты способствует понятности речи, ее смысловой прозрачности. Пауза употребляется также для передачи различных эмоциональных состояний говорящего. По длительности паузы различны. Короткие паузы отделяют в предложении фразы. Средние по длительности паузы отделяют предложения и носят название логических пауз. Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность, стройность. Иногда длительная пауза перерастает в психологическую («красноречивое молчание»). Пауза любой длительности и значения органически входит в ритмическую структуру речи. Речь занимает какое-то время. Мы произносим звуки разнообразной длительности. Звуки соединяются в слова, слоги, т.е. в ритмические группы. Одни группы требуют краткого, отрывистого, другие растянутого, плавного произношения. Одни притягивают ударения. Другие произносятся без ударения. Между словами и сочетаниями слов делаются остановки – паузы, тоже разные по времени. Все это вместе составляет темп и ритм речи – движение речи, скорость протекания ее во времени.

Все акустические характеристики устной речи постепенно оформляются в процессе речевого онтогенеза и становятся достаточно стабильными и индивидуальными у взрослого человека.

Представляется важным также изучение особенностей восприятия и элементарного осознания детьми логического ударения во фразе, предложении. Ударение – это выделение теми или иными фонетическими средствами одного из слогов в составе слова или целого сочетания. Средства эти усиление голоса, повышение тона в сочетании с увеличением длительности, силы голоса, громкости. Ударение в слове относится к числу надлинейных явлений звуковой стороны слова. Русское словесное ударение отличается большей длительностью произношения гласной в ударном слоге. Ударный слог произносится и с большей силой сравнительно с безударным. Существуют еще фразовое и логическое ударения.

Логическое ударение – это выделение слова наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. Формирование осознания логического ударения является необходимым для эффективного воспитания звуковой культуры речи, для развития интонационной стороны речи. Для литературных норм русского языка характерно, что логическое ударение падает на слово (или слова) в конце предложения. Для разговорной речи характерно иное. Как отмечают языковеды, в этой речи все важное, новое интонационно выносится как можно ближе к началу предложения. Ясно, что обстоятельная работа над логическим ударением – задача школьного обучения. Однако, формирование первоначальных представлений о логическом ударении, о его роли в построении смысла высказывания должно быть также заботой и исследователей в области методики развития речи дошкольников. Логическое ударение (актуальное членение предложения) показывают детям на фоне законченных интонаций и тренируют навык выполнения незаконченных интонаций (смысловых отрезков распространенного предложения).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Похожие статьи:

Устная работа
Наиболее хорошим методом проверки знания фактического материала и качества мышления школьника является устный опрос. При проведении устного опроса учитель стремится проверить, насколько учащиеся овладели учебным материалом, и, кроме того, вовлечь, по возможности всех учащихся в активную работу. Все ...

Овладение дошкольниками словообразованием существительных в онтогенезе
При нормальном речевом развитии ребёнка и благоприятных условиях воспитания его активный словарь увеличивается очень быстро. Он увеличивается как в количественном, так и в качественном отношении. Одновременно с увеличением количественной и качественной сторон словарного запаса у детей постепенно фо ...

Сущность понятия «элективный курс» относительно других школьных курсов
Центральное место в системе предпрофильной подготовки занимают элективные курсы. Элективные курсы (от лат. electus — избранный) так же, как и факультативные, ученик выбирает из предложенного набора в соответствии со своими интересами и потребностями. Но как только курс выбран, он становится таким ж ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru