Понятие просодической стороны речи

Страница 3

Основной составляющей просодии является интонация. Вопросами изучения русской интонации занимались как языковеды, так и психологи. Следует отметить работы Гвоздева А.Н., Жинкина Н.И По мнению Жинкина Н.И., просодия является наивысшим уровнем развития языка. Нарушение же просодической организации речевого потока оказывает негативное влияние, как на развитие устной речи, так и на усвоение письма и чтения. Она играет большую роль в речи. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она усиливает значение слова. Вместе с тем иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Она представляет собой одну из важнейших сторон устной речи. Под интонацией понимают одно из основных фонетических средств оформления высказывания как совокупность просодических компонентов, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения. Все эти компоненты – звуковая оболочка речи и звучания, материальное воплощение содержания, смысла речи. Они взаимосвязаны и реально существуют в единстве.

Исследования последних лет показывают, что замысел говорящего отражается не только на выборе соответствующих лексико-грамматических и синтаксических конструкций. Но он является основополагающим фактором интонационного членения. В силу этого интонационное членение нельзя считать результатом только голосовых модуляций, которые отражают смысловую структуру высказывания. Интонационное членение тесно связано с ритмом моторной реализации высказывания. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов. Значительно сниженная интонационная выразительность может затруднить восприятие, что влияет на понимание смысла воспринимаемой речи.

Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи. Все эти компоненты участвуют в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения. Некоторые просодемы довольно легко охарактеризовать.

Акустическими коррелятами интонационных характеристик являются изменения интенсивности и частоты основного тона голоса, а также длительности отдельных фонетических элементов. Тон голоса формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые складки, полости рта и носа. Можно показать просодему – различие высоты тона звука. Для этого нужно просто сопоставить интонации двух однословных предложений – повествовательного и вопросительного: «Да?» - «Да». В вопросительном предложении гласный ударного слога звучит на более высокой ноте, чем тот же гласный в повествовательном предложении. Просодему силы голоса можно определить как «громко», «тише», «тихо». Движение голоса по звукам разной высоты составляет мелодику речи.

Дополнительной артикуляционно-акустической окраской голоса является тембр («цвет голоса»). Слово тембр употребляется в двух значениях:

1. Окраска голоса чтеца, сопровождающая его речь независимо от его желания. Своеобразие индивидуальной окраске голоса придают и физические данные (сопрано, альт, тенор, бас), и психические особенности каждого человека (доброта, озлобленность и т. д.) Если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр голоса является таким же индивидуальным, как отпечатки пальцев.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие статьи:

Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии
Формирование правильной речи является важным звеном в системе педагогической абилитации детей с нарушением речи. В связи с этим, становится актуальной проблема реабилитации и адаптации таких детей в современном обществе. Сформированность коммуникативной деятельности дошкольников с указанной патолог ...

Письменная работа
Кроме устного ответа, широко применяется методом проверки знаний учащихся, метод письменных работ, письменная проверка. Письменные работы имеют огромное значение и большой успех, так как: - гораздо объективнее, чем в устном ответе выявляются состояния знаний каждого ученика; - позволяет проверить з ...

Формирующий и контрольный этапы эксперимента
Задачи формирующего этапа эксперимента: 1.Сформировать основные направления коррекционно-развивающей работы и разработать методы коррекционного воздействия для преодоления выявленных специфических ошибок. 2.Провести экспериментальное обучение и оценить его эффективность. Нами предложен комплекс упр ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru