Классификация методов профессиональной консультации

Страница 2

Общая классификация методов профессиональной консультации выглядит следующим образом:

информационно-справочные методы;

диагностические;

методы морально-эмоциональной поддержки клиента;

методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития клиента.

Владение этими методами обеспечивает не только эффективность профессионального самоопределения клиента, но и способствует осознанию смысла выполняемой работы.

Охарактеризуем подробнее группы методов профессиональной консультации.

Информационно-справочные и просветительские методы:

профессиограммы;

справочная литература;

информационно-поисковые системы как ручные (карточные, бланковые, в виде картотек), так и компьютерные (банки информации ЭВМ)

профессиональная реклама и агитация;

экскурсии на предприятия и в учебные заведения;

встречи со специалистами;

просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;

система профориентационных уроков;

учебные фильмы;

использование средств массовой информации с учетом их специфики;

приемы и методы совместного с клиентом знакомства с миром профессий (проблемные вопросы, отдельные задания с последующим обсуждением их выполнения);

методы активизации познавательной деятельности клиента (задание самостоятельно узнать что-то о профессии с объяснением клиенту порядка и приемов получения информации о данной профессии, учебном заведении).

Диагностические методы в идеале направлены на помощь клиенту в самопонимании:

беседы-интервью закрытого типа;

открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов);

опросники профессиональной мотивации;

опросники профессиональных способностей;

личностные опросники;

проективные личностные тесты;

наблюдение;

сбор косвенной информации о клиенте (от знакомых, родителей, друзей, педагогов, других специалистов);

психологические обследования;

профессиональные пробы в специально организованном учебном процессе;

исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (работа с испытательным сроком);

использование тренажеров для отработки трудовых навыков и изучения готовности осваивать новые профессиональные действия);

методы и приемы совместного рассмотрения результатов диагностического обследования;

методы активизации самопознания клиента (готовность оценивать людей по определенным критериям, готовность к самооценке и рассмотрению различных ситуаций самоопределения).

Методы морально-эмоциональной поддержки:

группы общения (используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия);

тренинг общения (освоение коммуникативных навыков при приеме на работу, деловых контактах, на экзаменах);

сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (гештальтгруппы, логотерапия);

публичные выступления;

профориентационные активизирующие методы (игры с элементами психотренинга);

положительные примеры самоопределения;

обсуждение и проигрывание ситуаций по формированию эмоциональной устойчивости, морально-эмоциональной готовности к возможным сложностям самоопределения;

приемы формирования самостоятельной готовности к преодолению возможных трудностей профессионального и личностного самоопределения.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Анализ комплексных воспитательно-образовательных программ и парциальных программ по экологическому воспитанию для дошкольных образовательных учреждений
Во второй главе нашего исследования мы проанализировали ряд комплексных воспитательно-образовательных программ и парциальных программ по экологическому воспитанию дошкольников с целью - определить, обращается ли внимание в данных экологических программах на развитие речи детей старших дошкольников. ...

Воспитательные системы школы
Многие педагоги у нас в стране и за рубежом пришли к выводу, что воспитание – это особая сфера пед. деятельности и она не может рассматриваться как дополнение к обучению и образованию. В свою очередь, задачи обучения и образования не могут быть эффективно решены без выхода педагогов в сферу воспита ...

Организация участия родителей в управлении учебно-воспитательным процессом
Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в классе, в лучшем случае – предлагают материальную по ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru