Классификация методов профессиональной консультации

Страница 1

Профессиональная консультация (от лат. «род занятий» и «совещание») – научно организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, а также потребностей общества.

Профессиональная консультация имеет своей целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Она проводится в следующих формах:

справочная консультация, в ходе которой учащимся сообщается о каналах трудоустройства, требованиях о приеме на работу и учебу, системе оплаты труда, перспективах профессионального роста;

диагностическая консультация, направленная на изучение личности учащегося, его интересов, склонностей, особенностей с целью выявления их соответствия избираемой или близкой к ней профессии;

формирующая консультация, имеющая целью руководство выбором учащимися профессии, коррекцию этого выбора, она рассчитана на длительный период времени, предполагает систематическую регистрацию изменений личности школьника в отношении профессионального самоопределения;

медицинская профконсультация, направленная на выявление состояния здоровья школьника, его психологических свойств в отношении к избираемой профессии, его переориентацию (если необходимо) на другую или близкую к избираемой области деятельность, которая будет больше соответствовать его психофизиологическим данным.

В проведении профессиональной консультации выделяют два этапа – первичная профконсультация и углубленная профконсультация.

Первичная профконсультация – это форма индивидуальной консультации, проводимой с группой, в процессе которой происходит обучение правилам выбора профессии, дается информация о многообразии профессий, об интересах и склонностях. Результатом профконсультации является формирование профплана оптанта, повышение степени осознанности и ответственности выбора.

Углубленная индивидуальная профконсультация основывается на глубоком всестороннем изучении человека: его склонностей, интересов, состояния здоровья и физического развития, уровня и структуры внимания, типа мышления, умелости рук и координации движений, особенностей характера. При этом учитывается мнение учителей и родителей, успешность обучения и особенности референтной группы. Обобщение этих данных дает возможность воздействовать на учащихся не только с целью профориентации, но и развития личности в целом.

Профессиональный консультант задает вопросы, систематизирует ответы, анализирует их, дает советы и полностью несет ответственность за их последствия. Результаты диагностики должны помочь школьнику объективно оценить себя и найти наиболее эффективные способы самосовершенствования.

С целью активизации школьника и получения дополнительной информации консультант дает проблемные задачи.

Необходимо стимулировать положительные эмоции, при этом помогая школьнику понять свои недостатки и в доверительной форме указать на возможности их устранения.

Консультант дает только общие советы, не влияя напрямую на выбор профессии, если для этого нет медицинских или прочих оснований.

В одних случаях необходимо оказать помощь в самооценке, в других – требуется углубление работы по формированию профессиональной направленности к уже сделанному выбору или его изменению (в связи с выявлением каких-либо психофизических качеств). В последнем случае желательно, чтобы рекомендуемая профессия не шла в разрез со склонностями и способностями учащихся.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Устные упражнения на уроках математики
Изменение приоритетов в целях математического образования существенным образом повлияло на процесс обучения математике. Главной становится идея приоритета развивающей функции в обуче­нии. В качестве одного из средств в учебно-познавательном процес­се, позволяющих реализовать идею развития, выступаю ...

Развитие и уточнение пространственно-временных представлений
Последовательность во времени звуков и слогов, составляющих слово, а также временная последовательность слов, составляющих фразу, в письме находит отражение в соответствующей пространственной последовательности букв, слогов, слов, располагающихся на строках тетради при записи. Упражнения в определе ...

Коррекция звукопроизношения детей дошкольного возраста
Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. Нарушенное звукопроизношение является серь ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru