Психологические теории внимания

Страница 1

На протяжении всей истории психологии как самостоятельной науки существовали (и существуют) разные представления о том, что такое внимание. Рассмотрим важнейшие, на наш взгляд, теории внимания.

В 1879г. Вильгельм Вундт основал в Лейпциге первую в мире психологическую лабораторию и стал исследовать сознание с помощью интроспекции. Сознание стало изучаться одновременно с вниманием, так как оно делает часть впечатлений сознания более ясными и отчетливыми по сравнению с остальными.

Вундт полагал, что сознание – это "сумма сознаваемых нами впечатлений" [19, 7]. Для понимания сознания ученый использовал идею И.Ф.Гербарта о метафоре зрительного поля. В сознании, как и в зрительном поле можно выявить три зоны: фиксационную точку, центральную область и периферию. В фиксационной точке сознания находится наиболее четко воспринимаемое содержание. Фиксационную точку сознания окружает центральная область, в которой могут ясно и отчетливо восприниматься многие впечатления. За центральной областью следует "периферия зрительного поля", в которой объекты осознаются более расплывчато.

Вундт писал, что для центральной части зрительного поля нашего сознания имеется термин "внимание". Ученый понимает внимание как "психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной сравнительно со всем полем сознания области содержаний" [20,14]. Поэтому о тех впечатлениях, которые в данный момент отличаются от остальных особенной ясностью, можно сказать, что они находятся в фокусе внимания.

Вундт решил выяснить, каков объем внимания, т.е сколько объектов могут одновременно ясно и отчетливо осознаваться человеком. Ясным называется представление из-за его собственных качеств, а отчетливым оно является при возможности отличить его от других представлений.

Опыты по изучению объема внимания проводились на зрительном материале. Для изучения объема внимания Вундт использовал тахитоскоп. Прибор позволяет предъявить человеку набор символов (букв). Закрывающая картинку ширма поднимается на мгновение и испытуемый должен зафиксировать взглядом столько букв, сколько сможет. Если человек сосредоточится на точке в центре экрана до предъявления картинки, то он в момент показа сможет ясно и четко увидеть очень малое число элементов. Неопытные наблюдатели охватывали взором 3-4- единицы, а у опытных объем внимания возрастал до 6. Современные исследователи приводят такие же данные.

Внимание, как и сознание, обладает динамичностью: новые элементы входят в поле внимания и вытесняют на периферию прежние содержания. Для обозначения этих процессов использованы два термина. Перцепция – это "фактическое вхождение какого-либо содержания в сознание" и апперцепция, т.е. повышение сосредоточения в фокусе внимания. В области апперцепции содержания сознания становятся ясными и отчетливыми. Апперцепция позволяет укрупнить единицы восприятия, уловить смысл целого. Это происходит, например, при чтении слова, состоящего из букв.

По-другому понимал феномен внимания классик психологии сознания, американский ученый У.Джемс. Он считал, что сознание представляет собой "поток". Как ручей, текущий по широкому лугу, не может охватить все его пространство, так и сознание не в состоянии вместить весь окружающий мир и внутренний мир человека. "Область сознаваемого нами, конечно, покажется очень ограниченной, если сопоставить ее с обширной областью внешних воздействий на органы чувств и с массой постоянно притекающих извне новых впечатлений.

Из принципа ограниченности сознания вытекает его избирательность. Оно направляется на определенные объекты или представления, которые становятся объектами внимания. Однако, как правило, внимание не может продолжительно удерживаться на одном и том же объекте. Иллюстрируя этот факт, Джемс приводит слова немецкого физиолога и психолога Г.Гельмгольца: "Если мы хотим сосредоточить внимание на определенном объекте, то нам необходимо открывать в нем все новые и новые стороны" [20, 55].

Джемс считал, что не существует внимания как самостоятельного психического процесса. как отдельный процесс. По его мнению, выбор объекта внимания обусловлен деятельностью нервной системы в трех ее аспектах:

1) Приспособление органов чувств, которое определяет четкость восприятия и направленность внимания в зависимости от поворота головы, направлению его взгляда. Глядя на что-нибудь или слушая что-нибудь, мы непроизвольно приспосабливаем глаза и уши, а также поворачиваем голову; обоняя и пробуя на вкус, мы приспосабливаем язык, губы и нос к данному предмету и т.п. Поэтому всякий объект, способный возбудить нашу чувствительность, вызывает приспособление органа чувств, которое приводит как к чувству активности, так и к возросшей ясности в сознании данного объекта. При к своим мыслям можно говорить о направлении взора "внутрь себя".

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Преподавание природоведения в 6 классе. Проведение бинарного урока в 6 классе
В 6 классе школы учащиеся работают по учебнику: Природоведение: учебник для 6 классов общеобразовательных заведений./В.Р.Ильченко, К.Ж.Гуз, Л.Н.Рыбалко – Полтава: Довкилля-К,2006. – 160с. В 6 классе учащиеся продолжают изучать живую и неживую природу, знакомятся с понятиями «система», экологическим ...

Проблема – чему и как учить? Оптимальные условия развития детской одаренности
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема – чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. В современной практике организации обучения интеллектуально одаренных детей в любой области знаний выделяют три основных направления: факультативные занят ...

Понятие "психологическое неблагополучие" в младшем школьном возрасте
Проблема психологического благополучия и неблагополучия рассматривается в связи с тем, что напряженность либо понижение функциональной активности организма в силу недостаточного развития адаптационных механизмов влечет истощение внутренних резервов человека, а в конечном итоге дезадаптацию, соматич ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru