Место и роль знаний о русских исследователях-путешественниках в формировании географического кругозора учащихся

Педагогика и воспитание » Формирование знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии » Место и роль знаний о русских исследователях-путешественниках в формировании географического кругозора учащихся

Страница 2

Все разнообразие географических методов сводится к трем категориям: общенаучные, междисциплинарные и специфические для данной науки.

К специфическим методам в географии относятся сравнительно-описательный, экспедиционный, картографический, аэрокосмический.

Все географические исследования отличает специфический географический подход – фундаментальное представление о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, комплексный взгляд на природу. Он характеризуется территориальностью, глобальностью, историзмом.

Каждая наука и каждый школьный предмет обладают своим языком. Есть все основания говорить о существовании «географического языка», который имеет определенный набор терминов, географических имен, что придает ему индивидуальность и особый колорит.

Следовательно, язык географии тоже представляет собой необходимый элемент общей географической культуры. Овладение географической культурой предполагает хорошее владение языком географии, который включает следующие компоненты:

– понятия и термины

– факты, цифры и даты;

– географические названия и язык карты;

– географические представления (образы) .

В знаниях о русских исследователях-путешественниках можно выделить следующие компоненты:

– имена исследователей и путешественников;

– даты;

– факты;

– научно-популярные сведения.

Имена исследователей и путешественников необходимы для самого существования знания этого рода.

Даты являются тем компонентом, который обуславливает историзм географического подхода к ним.

Под фактами в этом виде знаний подразумеваются совершенные исследователями-путешественниками экспедиции, походы, а также различные открытия и написанные ими труды.

Научно-популярные сведения на наш взгляд один из наиболее важных компонентов знаний о русских исследователях-путешественниках для формирования географической культуры личности. Без них они остались бы сухим перечислением заслуг, не несли бы в себе потенциал культурологического характера и не смогли бы соответствовать цели популяризации научного географического знания. Эта цель, по мнению некоторых ученых, реализовывает задачу «Учится должно быть интересно!». Проанализировав все вышеперечисленные компоненты взаимосвязь между географической культурой и знаниями о русских исследователях-путешественниках можно представить следующим образом:

Рис. 1. Схема взаимосвязи географической культуры и знаний о русских исследователях-путешественниках

Хотелось бы пояснить соотнесение экспедиционного метода географии с именами исследователей и путешественников и научно-популярными сведениями. В данном случае необходимо апеллировать к методу историзма в географии. На наш взгляд невозможно владеть каким-либо методом, не зная его истории и эволюции, а именно на формирование таких теоретических знаний и направлены знания о русских исследователях-путешественниках.

Рассматривая знания о русских исследователях-путешественниках с точки зрения уже упомянутого ранее метода историзма – одного из традиционных методов географической науки, который применяется едва ли не со времени ее зарождения; можно отнести их к области знаний исторической географии. На основе имеющихся определений исторической географии и одновременной некоторой их трансформации, ученые выделяют в этой науке восемь направлений. На наш взгляд рассматриваемые знания входят в состав теоретических знаний историко-географического страноведения.

«История есть география во времени, география – история в пространстве», – писал еще знаменитый французский географ Элизе Реклю.

Только в географии неувядаемая романтика странствий удивительным образом сочетается c особым, глубоко научным видением мира. Знания о русских исследователях-путешественниках находятся на стыке истории и географии, образуя своего рода мост между ними.

Использование принципа историзма – важный фактор формирования мотивации учебном процессе. Интеграционный потенциал географии и истории довольно велик. В связи с гуманизацией содержания школьной географии расширяется объем историко-географических вопросов во всех курсах географии.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Комплекс профессионально–педагогических качеств учителя литературы
Феномен профессионально–педагогической культуры предоставляет возможность исследовать учебный процесс в контексте технологий, ценностей и направлений творческой личностной реализации учителя литературы. Для филолога культура выступает, как механизм передачи социального опыта, и выражает, с одной ст ...

Развитие лексических умений посредством поэтического материала на уроке английского языка
В рамках современной лингвистики необходимо отметить, что язык по сути является иерархической структурой, состоящей из ряда уровней, каждый из которых характеризуется собственным набором языковых знаков. На интересующем нас лексическом уровне функционируют такие единицы как: слова, фразеологические ...

Структура высшего образования
В структуру высшего образования входят образовательные и образовательно-квалификационные уровни: Образовательные уровни: – Неполное высшее образование Неполное высшее образование – уровень высшего образования человека, который характеризует целостность его интеллектуальных качеств и определяет личн ...

Главное меню

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru