Место и роль знаний о русских исследователях-путешественниках в формировании географического кругозора учащихся

Педагогика и воспитание » Формирование знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии » Место и роль знаний о русских исследователях-путешественниках в формировании географического кругозора учащихся

Страница 2

Все разнообразие географических методов сводится к трем категориям: общенаучные, междисциплинарные и специфические для данной науки.

К специфическим методам в географии относятся сравнительно-описательный, экспедиционный, картографический, аэрокосмический.

Все географические исследования отличает специфический географический подход – фундаментальное представление о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, комплексный взгляд на природу. Он характеризуется территориальностью, глобальностью, историзмом.

Каждая наука и каждый школьный предмет обладают своим языком. Есть все основания говорить о существовании «географического языка», который имеет определенный набор терминов, географических имен, что придает ему индивидуальность и особый колорит.

Следовательно, язык географии тоже представляет собой необходимый элемент общей географической культуры. Овладение географической культурой предполагает хорошее владение языком географии, который включает следующие компоненты:

– понятия и термины

– факты, цифры и даты;

– географические названия и язык карты;

– географические представления (образы) .

В знаниях о русских исследователях-путешественниках можно выделить следующие компоненты:

– имена исследователей и путешественников;

– даты;

– факты;

– научно-популярные сведения.

Имена исследователей и путешественников необходимы для самого существования знания этого рода.

Даты являются тем компонентом, который обуславливает историзм географического подхода к ним.

Под фактами в этом виде знаний подразумеваются совершенные исследователями-путешественниками экспедиции, походы, а также различные открытия и написанные ими труды.

Научно-популярные сведения на наш взгляд один из наиболее важных компонентов знаний о русских исследователях-путешественниках для формирования географической культуры личности. Без них они остались бы сухим перечислением заслуг, не несли бы в себе потенциал культурологического характера и не смогли бы соответствовать цели популяризации научного географического знания. Эта цель, по мнению некоторых ученых, реализовывает задачу «Учится должно быть интересно!». Проанализировав все вышеперечисленные компоненты взаимосвязь между географической культурой и знаниями о русских исследователях-путешественниках можно представить следующим образом:

Рис. 1. Схема взаимосвязи географической культуры и знаний о русских исследователях-путешественниках

Хотелось бы пояснить соотнесение экспедиционного метода географии с именами исследователей и путешественников и научно-популярными сведениями. В данном случае необходимо апеллировать к методу историзма в географии. На наш взгляд невозможно владеть каким-либо методом, не зная его истории и эволюции, а именно на формирование таких теоретических знаний и направлены знания о русских исследователях-путешественниках.

Рассматривая знания о русских исследователях-путешественниках с точки зрения уже упомянутого ранее метода историзма – одного из традиционных методов географической науки, который применяется едва ли не со времени ее зарождения; можно отнести их к области знаний исторической географии. На основе имеющихся определений исторической географии и одновременной некоторой их трансформации, ученые выделяют в этой науке восемь направлений. На наш взгляд рассматриваемые знания входят в состав теоретических знаний историко-географического страноведения.

«История есть география во времени, география – история в пространстве», – писал еще знаменитый французский географ Элизе Реклю.

Только в географии неувядаемая романтика странствий удивительным образом сочетается c особым, глубоко научным видением мира. Знания о русских исследователях-путешественниках находятся на стыке истории и географии, образуя своего рода мост между ними.

Использование принципа историзма – важный фактор формирования мотивации учебном процессе. Интеграционный потенциал географии и истории довольно велик. В связи с гуманизацией содержания школьной географии расширяется объем историко-географических вопросов во всех курсах географии.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Развитие речи у детей с задержкой психического развития
Речевая деятельность детей с задержкой психического развития изучена недостаточно. В настоящее время мы располагаем данными о некоторых ее особенностях: - излишняя вербализация, использование моторных слов без понимания и смысла, - несформированность грамматического строя речи, - недостаточность сл ...

Основные компоненты, составляющие структуру педагогической деятельности
Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова: Мотивация. Педагогические цели и задачи. Предмет педагогической деятельности. Педагогические средства и способы решения поставленных задач. Продукт и результат педагогической деятельности. Каждый вид деятельности ...

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста в контексте развития творческих способностей
Что же такое одаренность детей в младшем школьном возрасте? Как определить проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь ребенку развить их? Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усв ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru