Место и роль знаний о русских исследователях-путешественниках в формировании географического кругозора учащихся

Педагогика и воспитание » Формирование знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии » Место и роль знаний о русских исследователях-путешественниках в формировании географического кругозора учащихся

Страница 1

О роли и значении географии для общечеловеческой культуры и образования говорили и писали очень многие известные ученые и писатели. Речь шла о географии как явлении культуры, о значении географической составляющей общечеловеческой культуры, в том числе и для образования, в первую очередь школьного. А также о том, что географическая культура берет на себя истолкование ряда процессов и явлений в природе и обществе, знакомство с естественной и социально-экономической основами общественного производства, ориентацию на разумное и нравственное поведение людей в окружающей среде и прочее. «Речь идет о главных, фундаментальных знаниях, получаемых школьниками, составляющих основу миропонимания, мировоззрения, дающих представление о современной географической картине мира, как части общей научной картины мира».

Географическая культура возникает путем воспитания образованной, культурной личности, владеющей основными элементами политической, экономической, экологической, нравственной, физической культуры, культуры поведения, речи и т.п. Фундаментом развития географической культуры служит географическая грамотность: представление о географической картине мира на основе знаний учащихся о природе, обществе и их взаимодействий, формирование географического мышления школьников.

«Нам очень важно создать целостную картину мира, причем желательно до того, как мы разрушим все из-за собственного невежества…» – писал три десятилетия тому назад замечательный шведский географ 30-х – 70-х гг. В. Вильям-Уолсон. На наш взгляд именно знания о русских исследователях-путешественниках, их открытиях и дают возможность осознавать целостность природы, общества и человека, целостность пространства, времени и истории мира – что возможно является единственным путем, сберегающим от разрушения.

При изучении педагогическую и методическую литературу по проблеме географической культуры, выявилось, что нет прямого указания на знания о русских исследователях-путешественниках, как на один из ее элементов. С другой стороны, именно знания о русских исследователях-путешественниках, как часть школьного географического образования, являются той базой, на основании которой воспитывается общая культура и географическая грамотность личности.

Таким образом, перед нами встала необходимость обосновать связь географической культуры и грамотности со знаниями о русских исследователях-путешественниках. Для решения этой задачи нужно:

– во-первых, проанализировать компоненты географической культуры;

– во-вторых, выявить структуру знания о русских исследователях-путешественниках;

– в-третьих, проанализировать и выявить связи между ними.

Географическая культура включает в себя четыре основных компонента:

– географическую картину мира;

– географическое мышление;

– методы географии;

– язык географии.

Географическая картина мира – основополагающее понятие, элемент географической культуры, который лежит в основе научных знаний, полученных и проверенных в ходе исследовательской и практической работы в области современной географии, и отражает представления человека о природе и обществе, его отношение к ним. В связи с этим, «географическую картину мира» следует рассматривать как целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер и закрепляющий основные объекты и соотношения между ними в том виде, в котором они даны современному географическому познанию.

Однако в науке до сих пор нет единого подхода к трактовке понятия «географическая картина мира». Выбор той или иной трактовки рассматриваемого понятия обусловлен необходимостью решения практической задачи – формирование у подростков географической картины мира как компонента географической и общей культуры человека.

Географическая культура подразумевает овладение специфическим географическим мышлением. По утверждению Н.Н. Баранского, – «это мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту, и, во-вторых, связное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного «элемента» или одной «отрасли».

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Использование художественной литературы на уроках химии
Серьезные изменения в российском обществе потребовали серьезных перемен в организации учебного процесса, которые затронули цели образования, организацию деятельности и функции учителя, разнообразные стороны учебно-познавательной деятельности учащихся. Ориентация на развитие индивидуальных особеннос ...

Краткие сведения о развитии речи ребенка
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается внутренняя (речь-«думание»), которая позво ...

Цель обучения пунктуации. Место пунктуации в школьном курсе русского языка
Конечная цель обучения детей пунктуации в школе: сформировать у них пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего - адекватно с пишущим понимать написанное. Существуют два уро ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru