Методическая служба – это связующее звено между жизнедеятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом, содействующее становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.
Методическая служба МДОУ в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, реализуя принципы государственной политики в области образования, призвана обеспечить:
достижение воспитанником установленных государством образовательных стандартов;
построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;
адаптацию МДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
светскость образования.
Планирование методической работы в МДОУ осуществляется на аналитической основе:
анализ внешней среды МДОУ (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, районного, городского уровней);
анализ состояния МДОУ (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы; уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них);
цели деятельности и необходимые средства их реализации определяются, исходя из результатов анализа.
Любое образовательное учреждение существует в одном из двух режимов: функционирования или развития.
Следовательно, в дошкольном учреждении, находящемся в режиме стабильного функционирования, методическая служба должна обеспечивать коррекцию педагогического процесса в случаи его отклонения от технологии, методики реализации программы воспитания и обучения дошкольников.
Если же коллектив предполагает работать в инновационном режиме (новое содержание обучения или реализация новых педагогических технологий), то это требует создание новой модели методической работы, обеспечивающей переход дошкольного образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития.
Во всех случаях цель методической службы – создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива. Отсюда и вытекают основные задачи методической работы:
Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.
Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов МДОУ
Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.
Координация деятельности МДОУ и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.
Координация деятельности МДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и МДОУ в целом.
Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.
Перестройка методической работы в дошкольном учреждении неизбежно ставит перед необходимостью дать правильные ответы на вопросы, чему учат педагогов, какой информацией, какими знаниями, умениями, навыками и в каком объеме должен овладеть педагог – практик сегодня для повышения своего профессионального мастерства и квалификации.
Таким образом, нужно отметить важность оптимального выбора содержания методической работы в современном МДОУ. Актуальность такого выбора подтверждается и результатами практики методической работы в дошкольных учреждениях. Чтобы преодолеть указанные недостатки и поднять содержание методической работы на новый уровень современных требований, следует проявить усилия на двух уровнях.
Во-первых, обеспечить и обосновать оптимальность выбора содержания методической работы для дошкольных учреждений с учетом наиболее важных проблем и тенденций в развитии профессионального мастерства педагогов и учебно-воспитательного процесса в ДОУ; выработать проект содержания методической работы для современного дошкольного учреждения. (Эта задача работников педагогической науки и руководящих работников органов управления образованием, научно-методических служб и центров.)
Похожие статьи:
Принципы как составная часть деятельностного подхода
Специфическими принципами деятельностного подхода являются следующие: ¨ принцип субъективности воспитания; ¨ принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены; ¨ принцип учета сензитивных периодов развития; ¨ принцип со – трансформации; ¨ принцип преодоления зоны прибл ...
Анализ содержания народных сказок как содержания воспитания
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки могут показать: - как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); - как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро ...
Общая характеристика
методов научного исследования
Различают традиционные и современные методы обучения. Традиционные методы направлены на обучение готовым знаниям и учебная деятельность учащихся носит репродуктивный характер, и не способствует эффективному развитию. Внешне традиционный метод проявляется в хорошо известной форме, когда учитель изла ...